Стране нужны инженеры. В российских школах открываются профильные классы по физике
Российские школьники пригоршнями сгребают медали на международных олимпиадах по физике, а на ЕГЭ по ней хронический недобор. При этом физика сейчас, как говорят, «предмет первостепенного внимания». На уровне регионов исправить ситуацию стремится знаменитый МФТИ — вуз, задуманный когда‑то для решения нерешаемых задач.
ФОТО Artturi Jalli on Unsplash
Системный подход
МФТИ, или московский Физтех, был создан в 1946 году, среди отцов-основателей — нобелевские лауреаты Капица, Ландау, Семенов.
Легендой стала так называемая система Физтеха. Вкратце: брать лучших и мотивированных студентов, со второго-третьего курса — работа на современном оборудовании, каждому давать научного руководителя.
Адаптировать свою систему к средней школе вуз начал давно. Уже 55 лет действует ЗФТШ, заочная физико-техническая школа, — это дистанционное дополнительное образование. В 1991 году была создана «школа нового типа» — физтехлицей имени П. Л. Капицы: располагается в подмосковном Долгопрудном, где и МФТИ. Пару лет назад лицей обзавелся крупнейшим в стране школьным технопарком, и сейчас вся эта конструкция называется Всероссийский естественно-научный школьный кластер. Работает по модели, схожей с той, что у центра «Сириус», но с упором на инженерную выучку.
— Ситуация диктует абсолютно новые требования к подготовке инженерных, научных кадров, — комментирует Дмитрий Ливанов, ректор МФТИ.
Физику в массы
В России взращивать инженерную элиту из талантливых школьников умеют. Но это «штучное производство». Одаренные дети из регионов едут в московский лицей Капицы или в школу-интернат при МГУ, в петербургскую Академическую гимназию им. Фаддеева при СПбГУ или Президентский физматлицей № 239.
Другое дело — массовая подготовка технарей. Причем на местах, в регионах.
Возьмем Дальний Восток. Там порты, производство вертолетов, в планах строительство 30 с лишним судов, на острове Русский создают синхротрон «РИФ» — установку класса «мегасайенс» для исследования молекулярных структур.
— Нужны люди, а где их брать? — формулирует Эльвира Шамонова, зампред правительства Приморского края.
Те выпускники приморских школ, которые успешно сдают ЕГЭ по физике, едут в московские и петербургские вузы. В нашем городе, напомним, на технических направлениях более 60 % поступивших — иногородние.
То есть регионам вроде как надо взращивать технарей с запасом: чтобы и своей региональной экономике хватило. А дети не выбирают физику (следовательно, и технические направления) — на это в вузах сетуют регулярно. Иногда сетования звучат так, будто умников полно, но они, цацы такие, идут в экономисты, программисты и проч.
Такие есть. Но большинство просто не решаются на ЕГЭ по физике. И не то чтобы способностей не хватало. К примеру, замгубернатора Владимирской области Владимир Куимов говорит: после девятого класса на ОГЭ по физике школьники записываются, а на ЕГЭ после одиннадцатого — уже нет. Что‑то этакое стрясается в старших классах.
Есть еще одна коллизия. Инженерное мышление, как известно, развивают и в кружках технического творчества — и в них занимаются много детей. Но в старшей школе из кружков уходят, даже если намерены поступать в технический вуз. Почему? Парадоксально: в том числе чтобы готовиться к ЕГЭ по физике/математике. Получается, ради того, чтобы поднатаскаться в тестах, бросают «техническое творчество» — то самое, чем настоящий инженер и должен заниматься.
— Мы сражаемся за то, чтобы за хорошие инженерные проекты школьникам давали 100 баллов при поступлении в вузы, — говорит Андрей Иващенко, один из основателей Фонда развития физтехшкол. Этот фонд был создан 16 лет назад — сначала для поддержки того отдельно взятого лицея имени Капицы, но вскоре педагогические практики стали продвигать в регионы.
Лучше уж вы к нам
— Физтех — национальное достояние. Как Большой театр и Эрмитаж, — комментирует другой основатель Фонда развития физтехшкол Юрий Алашеев. — Мы хотим, чтобы от этого национального достояния досталось больше всей стране.
В 2017 году фонд, МФТИ и сообщество его выпускников «Физтех-Союз», а также лицей Капицы вместе с институтом развития «Иннопрактика» начали проект «Наука — в регионы». Он поддержан Минпросвещения РФ. Задача, как указано на сайте проекта, — развивать и сохранять научно-технический кадровый потенциал в регионах, мотивировать школьников выбирать инженерно-технические профессии.
Образовательные организации, прошедшие конкурсный отбор, получают от физтеховцев методическое сопровождение. На первом этапе в регионах открывали кружки: помимо физматов — химбио, матинфо (математика и информатика). Сейчас уже появляются профильные классы в школах, программа привлекает местные высокотехнологичные компании.
Для начала властям в регионах пришлось оценить свою инфраструктуру (школьные лаборатории и прочее) и готовность учителей. Например, в Приморском крае закупили много школьного лабораторного оборудования, вспоминает Эльвира Шамонова, — но ведь надо было еще обучить педагогов на нем работать.
А во Владимирской области в свое время первыми в России провели мониторинг качества образования по методике Рособрнадзора и, по словам Владимира Куимова, «выявили серьезные дефициты» в подготовке учителей. Зато теперь, говорят, в школах-участницах средний балл ЕГЭ по физике вырос на 16 – 20 единиц. Свыше 80 % детей — участников программы сдают ЕГЭ на 80 баллов и больше, отчитывается команда проекта.
«Но это не главное», добавляют представители регионов. Главное, по их словам, то, что «у детей есть возможность, не уезжая из родных мест, пользоваться всеми теми благами, которые может дать Физтех».
МФТИ «заходит» уже в начальную школу. Это еще одна инициатива вуза, «Классы Физтех XXI». В них школьное образование сочетается с кружковой работой. «Повышаем качество образования и мотивацию учеников с первого класса!» — сообщает сайт проекта.
Сейчас такие классы есть в 27 школах — немосковских и непетербургских: ориентация все та же, на регионы.
Читайте также:
Контрольных будет меньше. Что изменится в проведении всероссийских проверочных работ
Демонстрационный экзамен может стать обязательным для выпускников колледжей
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (7825) от 14.01.2025 под заголовком «Физтех пошел в школу».
Комментарии