Старый новый глава. Франк-Вальтер Штайнмайер вновь стал президентом Германии

В течение двух последних недель две ведущие страны Евросоюза Италия и Германия выбирали президентов. Сначала итальянцы — видимо, в силу своего темперамента — чуть не довели страну до политического кризиса, но в конце концов выбрали старого нового главу государства — 80‑летнего Серджио Маттареллу. Затем пришел черед выбирать федерального президента немцам. Здесь все прошло чинно-благородно и закончилось прогнозируемым и закономерным финалом: как и их южные соседи, федеральное собрание страны решило оставить в президентском кресле Франка-Вальтера Штайнмайера.

Старый новый глава. Франк-Вальтер Штайнмайер вновь стал президентом Германии  | ФОТО Toms Kalnins/EPA/ТАСС

ФОТО Toms Kalnins/EPA/ТАСС

Обе страны, как известно, имеют похожую политическую структуру, в которой ведущую роль в руководстве играют представители исполнительной власти: в Италии — премьер-министр, а в Германии — канцлер. Однако президенты также, особенно в периоды политических кризисов, имеют достаточно полномочий, чтобы повлиять на дальнейший путь развития своих стран.

Выборы федерального президента ФРГ не являются всенародными, главу немецкого государства выбирает федеральное собрание, которое состоит из депутатов бундестага, и специально делегированные земельными парламентами выборщики. Всего в состав собрания входят 1472 человека, для победы в первом туре требуется получить более 50 % голосов.

Следует отметить, что вопрос: «Зачем Германии федеральный президент?» — неоднократно ставился в стране различными политическими силами и СМИ. Вот и ныне газета Die Welt совместно с институтом общественного мнения Givey провели опрос на эту тему. В результате выяснилось, что только 19 % респондентов считают, что Штайнмайеру в период пандемии удалось объединить немцев, а 65 % — что не удалось. Причем 37 % опрошенных заявили, что от этой должности Германия вполне могла бы отказаться. А 10 % респондентов не уверены, что федеральный президент как таковой нужен стране. Тогда как 53 % опрошенных считают, что президент Германии нужен. Неудивительно, что в ФРГ все громче раздаются голоса о необходимости всенародного выбора президента, это, конечно, повысит значение такой должности в глазах немцев.

Действующий президент Франк-­Вальтер Штайнмайер был выдвинут правящей правительственной коалицией и поддержан оппозиционным блоком ХДС/ХСС, поэтому закономерно считался фаворитом. Другие кандидаты были выдвинуты партией «Альтернатива для Германии» (АдГ), Левой партией и так называемыми свободными избирателями. Последние, позиционирующие себя как политическое объединение, защищающее интересы простых избирателей, ранее добивались наибольших успехов в Баварии, где вступили в правительственную коалицию с ХСС. На последних федеральных выборах они не смогли преодолеть пятипроцентный барьер. Их кандидатом стала Стефания Гебауер — физик по профессии. Интересно отметить, что от АдГ кандидатом в президенты был выдвинут член ХДС экономист Макс Отто. Левые предпочли врача Герхарда Траберта.

Из-за пандемии пришлось отступить от традиции: на этот раз 1472 выборщика собрались не в зале пленарных заседаний парламента, где невозможно было бы обеспечить социальную дистанцию, а во вспомогательном административном помещении по соседству. Делегаты рассредоточились по нескольким ярусам современного хайтековского Дома Пауле Лебе. Интересно, что среди делегатов была замечена экс-канцлер Ангела Меркель, которую, как оказалось, делегировали в ряды выборщиков христианские демократы земли Мекленбург — Передняя Померания. Фрау Меркель в темно-синем брючном костюме и темной маске действительно сидела в зале, и собравшиеся поприветствовали ее аплодисментами, которые долго не стихали.

Как и ожидалось, для победы Штайнмайеру хватило одного тура. Как передает Spiegel online, он получил 1045 из 1425 действительных голосов. При этом 12 поданных голосов были признаны недействительными, а 86 делегатов воздержались. Теперь Штайнмайер еще на пять лет останется хозяином в берлинском дворце Бельвю, где расположена резиденция немецких президентов.

Старому новому главе ФРГ в этом году исполнилось 66 лет. Родом он из небольшого городка Детмольде, расположенного в земле Северный Рейн — Вестфалия. Его отец был плотником, мать работала на местной фабрике. Социальное происхождение во многом определило политическую ориентацию будущего президента. После окончания средней школы он проходит службу в армии, затем поступает на факультет политологии в университет Гессена. В 19 лет Франк-Вальтер вступает в ряды Социал-демократической партии Германии (СДПГ). После окончания университета работает там же преподавателем, защищает докторскую диссертацию. В середине 1990‑х переходит на государственную службу, став начальником канцелярии премьер-министра Нижней Саксонии Герхарда Шредера.

Последующие пятнадцать лет карьера Штайнмайера была тесно связана с карьерой Шредера. Он уехал вслед за ним в Берлин, когда тот стал канцлером, там некоторое время работал статс-секретарем правительства, затем шесть лет являлся руководителем ведомства федерального канцлера (аналог главы администрации президента). После ухода Шредера в 2005 году в отставку Штайнмайер занял пост министра иностранных дел в коалиционном правительстве. Спустя два года однопартийцы избрали его своим лидером.

Однако первая попытка СДПГ принять участие в парламентских выборах 2008 года с новым лидером оказалась неудачной — партия проиграла блоку ХДС/ХСС и ушла в оппозицию. Через пять лет социал-демократы вернулись к власти, создав коалиционное правительство с правыми, а Штайнмайер во второй раз за свою карьеру возглавил внешнеполитическое ведомство Германии.

К парламентским выборам 2017 года, по всем опросам социологов, Штайнмайер по популярности опережал растерявшую к тому времени из‑за проблем с мигрантами рейтинг Ангелу Меркель. Но за несколько месяцев до выборов случилось для многих аналитиков непонятное — в это время освободилось место президента страны и лидер общественного мнения, фаворит предстоящей предвыборной гонки отказался от борьбы и предпочел политическую синицу в руках — пост президента — журавлю в небе — должности канцлера.

Для россиян имя этого политика связано с так называемой формулой Штайнмайера. 21 февраля 2014 года тогдашний министр иностранных дел ФРГ выступил одним из гарантов при подписании Соглашения об урегулировании политического кризиса на Украине между президентом республики Виктором Януковичем и лидерами оппозиции, которое не было выполнено, после чего в стране начался политический кризис, отделение Крыма и война в Донбассе. Формула Штайнмайера — механизм поэтапной реализации ряда положений второго Минского соглашения, касающихся предоставления отдельным районам Донецкой и Луганской областей Украины особого порядка местного самоуправления и проведения на этих территориях местных выборов. Она была предложена в октябре 2015 года на парижском саммите «нормандской четверки» и подтверждена на встрече «нормандской четверки» в Берлине 19 октября 2016 года. До сих пор эта формула также не работает.

Штайнмайер не раз выступал ранее за развитие российско-германских отношений, поддерживал строительство газопровода «Северный поток-2». Однако в своей последней инаугурационной речи неожиданно преподнес Кремлю неприятный сюрприз. Видимо, поддавшись нынешней западной истерии, Штайнмайер заявил, что именно от России исходит угроза «военного конфликта посреди Восточной Европы».

В 2017 году Франк-Вальтер ­Штайнмайер, вступив в должность президента, впервые за предыдущие десять лет посетил Москву как глава немецкого государства и встретился с Владимиром Путиным. Трудно даже представить, что в нынешние времена такой визит будет повторен.


#выборы #президент #Германия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 30 (7113) от 18.02.2022 под заголовком «Снова в Бельвю».


Комментарии