Стартовала высокоширотная арктическая экспедиция «Север-2024»
Аэродром научно-исследовательского стационара «Ледовая база Мыс Баранова», действующего на острове Большевик (архипелаг Северная Земля) принял первый в этом сезоне самолет с петербургскими полярниками. Высокоширотная арктическая экспедиция «Север-2024», таким образом, стартовала, чтобы продолжить работы по исследованию климатической системы этого региона.
ФОТО Willian Justen de Vasconcellos on Unsplash
Одиннадцать полярников — сезонный состав группы ученых Арктического и Антарктического института (ААНИИ) — прибыли туда спецрейсом на самолете Ан-26 из поселка Хатанга, находящегося на полуострове Таймыр. Научная программа нынешнего сезона не менее обширная, чем в прошлые годы. Полярники проведут на этой станции, созданной почти сорок лет назад, комплексные исследования — гляциологические, гидрологические, мерзлотные, экологические и др. Выполнять эти работы они будут при содействии Главной геофизической обсерватории имени А. И. Воейкова, Института прикладной астрономии РАН, Океанологического института Дальневосточного отделения РАН и других научных организаций, участвовавших в составлении данной программы. Она охватывает разные сферы — от метеорологии и геофизики до ледоведения и океанографии, где заметны изменения климата в Арктике…
Кроме полярников самолет доставил на островную станцию «Ледовая база Мыс Баранова» новое оборудование, продукты питания, а также посылки и письма полярникам, работающим там больше семи месяцев. Возвращаясь, воздушное судно взяло на борт двух членов зимовочного состава экспедиции.
Аэродром на стационаре «Ледовая база Мыс Баранова» был запущен в прошлом году. И уже не раз использовался в качестве опорного пункта при организации транспортно-логистических операций, рассказал директор института Александр Макаров. Скажем, для доставки полярников и грузов на дрейфующую станцию «Северный полюс-41» и в лагерь «Барнео» — ледовую базу экспедиционного центра Русского географического общества.
«В перспективе эта авиаплощадка, созданная на Северной Земле, станет крупным научно-логистическим центром, — пояснил руководитель ААНИИ. — Ее можно будет использовать, например, для обеспечения безопасной навигации на трассе Северного морского пути и в спасательных операциях МЧС».
Проверив построенную там снежно-грунтовую взлетно-посадочную полосу, Росавиация в свое время выдала аэродрому документ, подтверждающий его готовность к приему воздушного транспорта. Он оснащен современным радионавигационным свето-сигнальным оборудованием, что позволяет работать в условиях полярной ночи.
В настоящее время аэродром может принимать самолеты на колесном шасси (Ан-74, Ан-72, Ан-26 и Ан-12), а после модернизации, которая расширит его возможности, там смогут садиться также тяжелые Ил-76.
Получит развитие и сама «большевистская» научная станция, которая стала важным звеном пространственно-распределенной обсерватории, объединяющей ледостойкую платформу «Северный полюс», Российский научный центр на архипелаге Шпицберген и гидрометеорологическую обсерваторию «Тикси», отмечают сотрудники ААНИИ.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (7648) от 19.04.2024 под заголовком ««Большевистский» напор полярников».
Комментарии