Старт с профессиональной мотивации: как действует система «школа — колледж — вуз — индустриальный партнёр»?
В преддверии нового учебного года в Москве открылась школа, в создании которой приняла участие госкорпорация «Ростех», обозначив новому заведению инженерно-техническое направление. Это не первый опыт сотрудничества московского образования с крупными компаниями. Связано это с тем, что в столице уже третий год действует утвержденный стандарт предпрофессионального образования. Он основан на партнерской системе «школа — колледж — вуз — индустриальный партнер». Есть ли первые результаты введения такой системы, рассказал в беседе с корреспондентом «Российской газеты» Ириной ОГИЛЬКО директор Института развития профильного обучения Московского городского педагогического университета (МГПУ) Михаил СИЛАНТЬЕВ.
ФОТО Kelly Sikkema on Unsplash
— Михаил Николаевич, в Москве был утвержден единый стандарт предпрофессионального образования в 2023 году. Сейчас 2025 год, значит, в этом году выпустились первые старшеклассники, обучение которых шло только по новому стандарту. Есть ли первые результаты?
— Единый стандарт показал свою эффективность. Взаимодействие школы, колледжа, вуза и работодателя позволяет школьнику не растеряться при выборе дальнейшего учебного или карьерного пути. Оно всесторонне знакомит с особенностями отраслей, помогает сделать осознанный профессиональный выбор и получить первые практические навыки. В предпрофессиональных классах ребята занимаются на спецкурсах, посещают экскурсии на площадки работодателей, разрабатывают проекты в вузах, получают профессии в колледжах прямо в 10-м классе. А после сдают ЕГЭ на высокие баллы и легко поступают в университеты, причем зачастую именно в те, в которых занимались своими исследованиями в 10 – 11-м классах, или в те, в которых посещали предпрофессиональные каникулы.
— То, что учиться стало интереснее и появился более осмысленный подход, — это здорово, но как быть с нагрузкой?
— Предпрофессиональный класс — это постоянная активность: много уроков по предметам, изучаемым на углубленном уровне, практико-ориентированные спецкурсы, программы обучения в колледжах, проектно-исследовательская деятельность в вузах, экскурсии, встречи с профессионалами, участие в научно-практических конференциях, разнообразных олимпиадах. Даже в каникулярное время у ребят есть образовательные программы. Все это требует приложения сил. Но ничего невозможного тут нет: программы сбалансированы таким образом, чтобы этапы не повторялись, а органично дополнялись предыдущими. Поэтому мы видим результат — успехи наших старшеклассников.
— Планируется ли во всех школах столицы ввести предпрофессиональное образование или где‑то останутся общеобразовательные программы?
— В прошлом учебном году более трети старшеклассников обучались в предпрофессиональных классах. В этом году набор еще идет. Традиционно в подобные классы стремятся дети с высокими экзаменационными результатами, выраженной мотивацией к учебе. Они осознают свой потенциал и желают стать будущими лидерами в тех профессиях, которые видят делом жизни. При этом есть и другие образовательные проекты. Например, академические классы, которые функционируют в сотрудничестве с различными институтами Российской академии наук и исследовательскими университетами. Их ученики тоже проходят комплексную профориентацию, но ее вектор направлен на научную карьеру.
— Охотно ли компании становятся индустриальными партнерами?
— Потенциальному работодателю, неважно компания это или учреждение, выгодно растить свои кадры. Поэтому они проводят для потенциальных сотрудников экскурсии на производственные площадки, мастер-классы и лекции, бизнес-тренинги и семинары. Насильно заставлять работать в компании никто не будет. Но тут появляется возможность сделать шаг в карьеру, в том числе благодаря свидетельствам о профессиях, которые дети получают, пройдя обучение в колледжах. А еще бывают случаи, когда работодатели заключают с талантливыми школьниками отложенные трудовые договоры: такие выпускники учатся в вузах, зная, что их уже ждет рабочее место.
— Сколько сейчас индустриальных партнеров? Какие отрасли только планируется задействовать?
— В контуре предпрофессионального образования более 300 компаний и учреждений разных отраслей. Ученики медицинских классов ходят на экскурсии в городские поликлиники, больницы и на подстанции скорой помощи. Будущие инженеры — на высокотехнологичные производства разных сфер: от пищевой до космической промышленности. Ученики медиаклассов встречаются с топовыми журналистами и посещают площадки крупнейших медиахолдингов. Школьники из IТ-классов решают практические кейсы, разработанные ведущими IТ-компаниями страны. Для ребят из предпринимательских классов успешные бизнесмены проводят тренинги по разработке собственных идей и превращению их в действующий бизнес. А ученики психолого-педагогических классов работают прямо в школах с младшими ребятами, пробуют себя в роли ассистентов психолога, тестируют различные развивающие методики, иногда разработанные самостоятельно в сотрудничестве с профессионалами. Каждый год к нашим проектам присоединяются новые работодатели, заинтересованные в будущих специалистах с устойчивой профессиональной мотивацией.
Читайте также:
Университет этикета. В России откроется учебный центр для работников отельного бизнеса
Рособрнадзор подтвердит: задания ЕГЭ соответствуют школьной программе
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (7979) от 27.08.2025 под заголовком «Старт с профессиональной мотивации».





Комментарии