Старицу многие знают как одно из пушкинских мест на карте Тверской области
Старица входит в состав «Пушкинского кольца Верхневолжья» вместе с Тверью и Торжком. Сам городок при этом богат на архитектурные, в первую очередь — церковные, достопримечательности, главной из которых, безусловно, считают Успенский монастырь.

Успенский монастырь, главная достопримечательность города, выглядит старинным, но окружен новодельной стеной с башнями./ФОТО АВТОРА
Старица расположена вдали от трассы Петербург — Москва, в 60 километрах от нее. И потому если в том же Торжке всегда много туристов и большой поток машин, в Старице тихо: главную улицу Адмирала Корнилова можно перейти в любом месте и в любое время.
Улица — одна из старейших в городе. Вдоль нее, тогда Тверской, сформировался правобережный купеческий район. Сохранившиеся одно-двухэтажные домики имеют не только традиционные для провинции архитектурные элементы — крупные русты и зубчики, но и, возможно, чисто старицкие — волнообразные тяги над окнами второго этажа.
Исторически Тверская улица соединяла две церкви конца XVIII века — Богоявленскую и Ильинскую. Первая не сохранилась: после войны ее снесли, чтобы взамен построить дом культуры. Ильинская же и сегодня замыкает перспективу своей высокой колокольней.

Позади дома культуры начинается крутой спуск к Волге. Внизу, у самой воды, стоит Успенский монастырь. Он был основан в первой половине XVI века, и с того времени сохранились главные элементы обители — Успенский собор и настоятельский корпус. А вот стена с угловыми башнями, окружающая монастырь, новая: историческую снесли в 1930‑х, а восстановили уже в XXI веке. И, надо сказать, благоустройство территории продолжается. В 2024 году преобразили парадные ворота к монастырю — волжский берег от улицы Корнилова. Там появились дорожки и беседка, из которой открывается вид на реку и переброшенный через нее монументальный четырехарочный мост 1963 года постройки.
Левобережный район Старицы тоже может похвастать достопримечательностями. Вдоль Волги стоят сразу пять церквей и часовня, а дополняет этот ансамбль старины руинированный купеческий дом. Еще здесь можно найти кузницы конца XVIII века. Старичане говорят, что их в толще старинного вала построил архитектор Чернятин, а фасады выполнил из местного белого камня. Чуть восточнее возвышается городище — именно с него с XIII века ведет историю город. Впрочем, сейчас этот высокий холм используется просто как обзорная площадка, откуда открывается едва ли не лучший вид на монастырь и Волгу.
Для любителей музейных прогулок на левом берегу открыты три частных заведения. В Музее русской печи представлены предметы деревенского быта и домашняя утварь, созданная старицкими кузнецами. А вот печь в доме всего одна — и она, несомненно, служит главным экспонатом. Зато несколько хлебопекарных печей и деревянных досок для печатных пряников встречают в Музее пекарского дела. В Музее фарфора, стекла и керамики можно полюбоваться произведениями, самые старые из которых относятся к XIX веку.
Что до Пушкина, то на самом деле он бывал прежде всего в предместье, а не в самой Старице. В первую очередь это имение «Малинники», куда поэта пригласила его знакомая Прасковья Осипова-Вульф. «По воспоминаниям XIX века, старый помещичий одноэтажный дом времен Пушкина отлично сохранился; он выстроен из корабельного леса. Посередине широко открытое крыльцо поддерживается колоннами из толстых сосновых бревен, комнаты низкие, глубокие и мрачные… Мебель старинная красного дерева с выгнутыми спинками. В комнатах висели два-три зеркала в старинных рамах да несколько портретов. В 1923 году дом рухнул, и сейчас не сохранилось даже фундамента», — писала газета «Старицкий вестник».

Пушкин бывал также в деревне Павловское. Увы, и этот дом не сохранился, но зато там есть парк, река Тьма, леса и долины, воспетые поэтом.
А еще сохранились строчки, посвященные одной из местных девушек Екатерине Вельяшевой после бала в старицком доме купца Филиппова (это здание с мезонином дожило до наших дней и сегодня используется как загс):
Хоть я грустно очарован
Вашей девственной красой,
Хоть вампиром именован
Я в губернии Тверской,
Но колен моих пред вами
Преклонить я не посмел
И влюбленными мольбами
Вас тревожить не хотел.

Читайте также:
Тальцы — это маленькая жизнь. Спасённые от затопления постройки воспроизвели эпоху освоения Сибири
Две стороны одного города: Тутаев в Ярославской области разделён Волгой
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 64 (7886) от 10.04.2025 под заголовком «Старицкая старина».
Комментарии