США и НАТО ответили на требования гарантий безопасности в Европе

Вечером 26 января США и НАТО передали России письменные ответы на выдвинутые ею требования насчет гарантий безопасности в Европе. Подготовленный в Вашингтоне документ привез в МИД РФ посол Соединенных Штатов Джон Салливан, он передал его заместителю министра иностранных дел Александру Грушко. По мнению Кремля, предварительное изучение «набора идей» США и НАТО, предоставленных в ответ, показало, что Вашингтон и его союзники учли второстепенное, но не учли главного.

США и НАТО ответили на требования гарантий безопасности в Европе | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Как сообщил журналистам госсекретарь США Энтони Блинкен, копия документа также была направлена в конгресс. «Переданный нами документ включает опасения Соединенных Штатов и их союзников и партнеров относительно действий России, которые подрывают безопасность, оценку тем, вызывающих обеспокоенность у России, по существу и наши собственные идеи в областях, где мы смогли бы найти общие точки соприкосновения», — сказал Блинкен.

Среди областей, где возможно обсуждение, госсекретарь выделил размещение наступательных ракетных систем на Украине, военные учения и маневры в Европе, потенциальные меры по контролю над вооружениями, более высокий уровень транспарентности и различные меры по снижению рисков. Также Блинкен отметил, что в Вашингтоне не намерены публиковать документ, поскольку считают, что дипломатия имеет больше шансов на успех при условии конфиденциальных переговоров. Этого же в Вашингтоне ожидают и от Москвы.

В ближайшие дни, по словам госсекретаря, у него запланирован разговор с главой МИД России Сергеем Лавровым. Решение о том, как ответить, остается за Россией, США готовы ко всем сценариям, подчеркнул Блинкен. «Мы открыты к диалогу, мы предпочитаем дипломатию, и мы готовы двигаться вперед там, где есть возможность коммуникации и сотрудничества, если Россия выберет деэскалацию своей агрессии в отношении Украины, прекратит провокационную риторику и будет двигаться в сторону диалога о будущей безопасности в Европе», — резюмировал госсекретарь США. Также он вновь напомнил, что в Вашингтоне не откажутся от политики «открытых дверей» НАТО.

Наиболее развернутую точку зрения российской стороны на проблему высказал глава МИД РФ Сергей Лавров. «Что касается содержания ответа, я думаю, оно в самое ближайшее время станет известно широкой общественности, потому что, как нам сказали американские коллеги, хотя они и предпочитают, чтобы документ остался для конфиденциального дипломатического диалога, он согласован со всеми союзниками США и с украинской стороной. Поэтому у меня нет никаких сомнений, что в самое ближайшее время он «утечет», — пояснил Лавров.

По его словам, американский ответ позволяет рассчитывать на начало серьезного разговора, но о второстепенных вопросах. «По главному вопросу в этом документе реакции позитивной нет», — признал министр. Он напомнил, что главным требованием Москвы является нерасширение НАТО на восток и отказ от размещения на таких территориях ударных вооружений, которые могут угрожать России. Лавров добавил, что ответы, полученные от США и НАТО, будут рассматриваться в комплексе и после межведомственного согласования о них доложат президенту РФ. Он и будет принимать решение о дальнейших шагах.

Чуть позже в интервью четырем российским радиостанциям глава МИД дополнил российскую позицию. По словам Лаврова, ответы оппонентов не могут удовлетворить Россию по главной проблеме. «Почему Запад не выполняет свои обязательства о неделимости безопасности и игнорирует наши интересы, хотя они предельно открыто и понятно обозначены?» — отметил он. Министр иностранных дел напомнил, что в двух официальных документах ОБСЕ — Хартии европейской безопасности, принятой в Стамбуле в 1999 году, и в Астанинской декларации, принятой в 2010‑м, содержатся два связанных между собой пункта о безопасности. И президенты, и премьеры стран ОБСЕ поставили под ними свои подписи. Однако, по словам Лаврова, западные партнеры выбирают лишь то, что им нужно.

«Запад «выдирает» из этого пакета только один слоган — «каждая страна имеет право выбирать себе союзников, выбирать военные союзы». Но там‑то это оговорено условием и обязательством каждой страны, под которым подписались западники, — не укреплять свою безопасность за счет безопасности других», — подчеркнул министр. «Мы сконцентрируемся на получении объяснений. И тут отговорок принять не сможем насчет неделимости безопасности», — добавил глава МИД.

Эксперты полагают, что прогнозы относительно будущего развития кризиса остаются в большой степени мрачными, но возможности дипломатии все еще не исчерпаны. Так, например, считает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. По его мнению, есть два принципиально различных варианта развития событий. «Москва может сказать, что, поскольку основные российские требования не были выполнены, то и не о чем разговаривать, ведь без решения главных проблем ситуацию с безопасностью РФ не исправить. Тогда надо заняться вопросами, которые касаются уже военно-технических мер в ответ на те угрозы, которые Россия видит в действиях НАТО», — поясняет эксперт. Второй вариант, по его словам, — сказать, что лучше что‑то, чем ничего. Тогда можно было бы говорить о темах, где намечается взаимопонимание, в том числе о моратории на ракеты средней и меньшей дальности, а также коридоре пониженной активности. Возможны и переговоры о контроле над вооружениями. «Я ожидаю, что российское правительство отвергнет ответы США и НАТО как недостаточные. Дальше все зависит от решения президента Путина. Надеюсь, он продолжит дискуссии и переговоры с США, НАТО и другими сторонами», — заключает аналитик.

Председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике России Федор Лукьянов полагает, что после ответов США и НАТО следует ожидать следующей фазы эскалации. «Содержание — демонстрация силы, но не ее применение. Поэтому те, кто ждет вторжения на Украину, будут разочарованы, эта часть психоза продолжит висеть в воздухе, а вот показательное бряцание оружием и игра мускулами в виде наращивания военной активности в чувствительных зонах неизбежны», — написал он в Telegaram-канале «Россия в глобальной политике». Эксперт уверен, что инициатива будет исходить от России, «ответ с другой стороны, вероятно, в нескольких точках и не один раунд». При этом коммуникации на политическом и дипломатическом уровне будут сохраняться, «возможно, вплоть до высшего уровня (Байден — Путин) происходит прощупывание возможностей перехода к снижению напряженности».

По мнению Лукьянова, «все это представляет собой малопривлекательное зрелище, а слабонервным лучше постараться на что‑нибудь пока отвлечься». «Успокаивать должно одно. Урон от реальной войны крайне велик для потенциальных участников, она рассматривается как самый последний и самый плохой вариант, в современных условиях фактически проигрышный для всех. Поэтому цель каждого — избежать ее, заменив иными формами поведения. И чем выше нервное напряжение и накал страстей, тем более убедительной заменой войны они служат. Пожелаем участникам соревнований успеха на этом поприще. От всей души», — констатирует Федор Лукьянов.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Владимир Путин впервые отреагировал на письменные послания США и НАТО. Позиция президента России по документам, полученным в ответ на предложения Москвы по гарантиям безопасности, содержится в пресс-релизе по итогам его телефонной беседы с французским лидером Эммануэлем Макроном. Глава РФ обратил внимание президента Франции, что в ответах «так и не были учтены принципиальные озабоченности России», такие как вопрос нерасширения НАТО, отказ от размещения вооружений вблизи российских границ, а также возврат военного потенциала НАТО в Европе на позиции 1997 года. При этом Владимир Путин отметил, что российская сторона внимательно изучит полученные документы, после чего определится со своими дальнейшими действиями.


#НАТО #Россия #США

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 16 (7099) от 31.01.2022 под заголовком «России не нужны отговорки».


Комментарии