Спасская башня Смоленщины. Чем примечателен для туристов город Вязьма?
На полпути между Москвой и Смоленском стоит город Вязьма. Его центр скромного размера, но тем не менее он обладает всем необходимым для интересной прогулки. Несколькими храмами, крепостью, парками и холмистым рельефом, опоясанным рекой Вязьмой.
Спасская башня Вяземской крепости — древнейшее каменное сооружение города, сохранившееся до наших дней./ФОТО АВТОРА
Сердце города — окрестности Городского парка. Чуть севернее него когда‑то располагалась Вяземская крепость, иногда именуемая кремлем. Первые укрепления на этом месте возникли где‑то в XII веке. Они были деревянными. В 1632‑м вокруг построили уже каменную крепость с шестью мощными квадратными башнями. С того момента деревянная фортеция, занимавшая самую высокую точку, стала именоваться Верхним малым городом. А каменная — Нижним большим. Впрочем, за столетия оба «города» поредели, и сегодня от деревянной крепости остался только холм. А от каменной — лишь одна из башен, Спасская. Да и то потому, что оказалась в границах созданного тут в XVII веке Аркадиевского монастыря.
На верхней точке холма сияет золотыми куполами Свято-Троицкий собор. Здание отличается пирамидой кокошников, характерных для московских храмов конца XVI — начала XVII века. Историки датируют его 1676 годом, хотя и признают: во время войны с Наполеоном здание было довольно сильно разрушено и в 1815‑м отстроено чуть ли не заново. Чтобы подняться к старинному храму, нужно преодолеть десятки ступеней парадной лестницы. Устроена она необычно: с двух сторон обступает часовню Аркадия Вяземского, встроенную в Соборный холм.
Интересной особенностью обладает и Богородицкая церковь, что с 1728 года стоит неподалеку, на Советской (прежде Торговой) площади. Невооруженным глазом видно, что крест на главном куполе чуть наклонен. С этим связано предание, которым с туристами любят делиться вязьмичи. В 1812 году французский солдат якобы забрался на купол, чтобы содрать позолоту. Он держался за крест, как вдруг поднялся ветер и конструкция накренилась, сбросив варвара с высоты. Теперь‑де в назидание потомкам решили оставить все как есть. Впрочем, это легенда: на дореволюционных снимках крест стоял ровно, а в советское время его и вовсе не было.
Храмов в Вязьме немало, даже несмотря на утраты (в 1955 году ради сквера имени Ефремова разрушили Свято-Духовскую церковь, стоявшую там с самого начала XVIII века). А вот найти историческую застройку не получится — только единичные здания. Когда в 1943 году советские войска освободили город, из пяти с лишним тысяч домов целыми были только полсотни. «Вязьма разбита и сожжена так, что ничего не могу понять: с одного конца насквозь видны крайние развалины на другом конце города», — писал в своем дневнике писатель и военный журналист Константин Симонов. Да и некоторые дома, что сохранились, в наши дни пребывают в плачевном состоянии…
Сегодня гордость вязьмичей — зеленые зоны. Одна из них расположена на улице Лейтенанта Шмидта (бывшей Малой Панской) по‑над рекой Вязьмой. Там можно встретить Ротвин колодец. С незапамятных времен сооружение с таким названием было местом почитания у язычников, ну а теперь это просто арт-объект без воды. А в 2023 году в сквере установили памятник Борису Годунову. По мнению ряда исследователей, он родился на Смоленской земле, в селе Федоровском под Вязьмой. «Борис Годунов оставил яркий след в отечественной истории. Сыграл он особую роль и в появлении смоленской крепостной стены. Именно Годунова большинство историков считают главным инициатором ее строительства», — поясняют выбор исторической фигуры в музее «Смоленская крепость». Если пройти полкилометра на юго-восток от улицы Шмидта, встречаем памятник еще одному известному уроженцу Вязьмы — актеру Анатолию Папанову, восседающему на скамейке со спинкой в виде кинопленки.
А самым посещаемым музеем Вяземского округа является комплекс в селе Хмелита (в 30 километрах к северо-западу от Вязьмы), где находилась усадьба дворян Грибоедовых. Не раз бывал здесь и драматург Александр Грибоедов, воспитанный, как любят говорить здешние экскурсоводы, на усадебной культуре. Одной из идей создания хмелитского музея стало желание «погрузить посетителей в историко-культурную среду, к которой принадлежали Грибоедов и герои его комедии «Горе от ума». Впрочем, даже если отбросить все эти сверхзадачи, гости усадьбы непременно смогут насладиться поистине дворцовыми интерьерами господского дома XVIII века, выполненного в редком для провинциальной усадебной архитектуры стиле елизаветинского барокко.
Читайте также:
По местам Александра Пушкина: история Бугровской мельницы
«Носочная столица» России: как город Рассказово завоевал свой необычный титул
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (8049) от 04.12.2025 под заголовком «Спасская башня Смоленщины».





Комментарии