Созданная 90 лет назад мастерская при Центральном комитете ВКП(б) работает и сегодня

Френч Сталина, косоворотка Хрущева, бурки Брежнева, костюмы руководителей партии и правительства, платья их жен — все они вышли из одной мастерской. Закрытой. Созданная ровно 90 лет назад, 22 марта 1934 года, при Центральном комитете ВКП(б), она успешно работает и по сей день. Только теперь предприятие называется ФГУП «Президент-Сервис», входит в структуру управления делами президента Российской Федерации и решает гораздо больше бытовых вопросов. Причем не только чиновников, но и любого желающего. Впервые об особенностях работы и традициях кремлевской «сферы добрых услуг» в интервью корреспонденту ТАСС Веронике Романенковой рассказал генеральный директор ФГУП «Президент-Сервис» Дмитрий МАСЛЕННИКОВ.

Созданная 90 лет назад мастерская при Центральном комитете ВКП(б) работает и сегодня | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Дмитрий Владимирович, неужели действительно все начиналось с обувной мастерской?

— Да, так и есть. Когда я пришел сюда на работу почти семь лет назад, одним из первых дел для меня стало «воскресить» историю. Мы потихоньку начали «раскопки», стали работать в архивах. Нашли документы, которые подтвердили, что предприятие, правопреемником которого мы являемся, это и есть закрытая пошивочная мас­терская при Центральном комитете ВКП(б). Ее создали в 1934 году.

Почему именно тогда? Закончилась эпоха Гражданской войны, военного коммунизма, страна вступила в период коллективизации, индустриализации, в 1934 году в Советском Союзе открылись первые рестораны, именно в 1934 году Советский Союз вступил в Лигу наций — предшественницу ООН. Государство стало больше работать на внешней арене. Нашей партийной и советской номенклатуре уже нужно было выходить на люди не в старых гимнастерках и френчах… Хотя френчи долгое время оставались в моде, но это уже был индивидуальный пошив.

Поэтому и понадобилась структура, которая могла делать для высшего начальства и одежду, и обувь, чтобы руководство страны достойно смотрелось как на родине, так и за ее пределами. Мас­терские были в прямом смысле слова закрытыми — их услугами мог пользоваться только «прикреп­ленный контингент».

С течением времени организация трансформировалась, что‑то добавлялось, что‑то убавлялось. Мы пытаемся восстановить даты, цифры, имена. У нас в планах есть создание музея, собираемся начать в этом году. Я думаю, должно получиться очень интересно, особенно сейчас, когда есть интерактивные технологии.

— Сколько людей трудилось в мастерских в первые годы?

— Это установить очень сложно, к сожалению. В архивах мы работали с оставшимися трудовыми книжками, но их единицы. Скорее всего, это связано с закрытостью предприятия, которое не оказывало услуг массовому потребителю.

— У предприятия с такой солидной историей наверняка должны быть и сотрудники с историей…

— Да. Например, у нас есть настоящая легенда — Николай Кузьмич Калугин. Ему 77 лет, 56 лет стажа, всю жизнь на одном месте. Это человек, который пришел на предприятие в конце 1967 года и до сих пор здесь работает. Он автор и единственный производитель легендарных бурок (войлочных сапог), которые можно увидеть на старых фотографиях в газете «Правда». Такие дарили Фиделю Кастро, Никита Сергеевич Хрущев в них разгуливал по охотничьим угодьям, Леонид Ильич Брежнев — в Завидове.

— И этот мастер до сих пор шьет такие бурки?

— Ему помогают с заготовками, но всю основную работу Николай Кузьмич делает только сам и только вручную.

— И по такой же модели?

— Модель не изменилась — вой­лочный сапог, кожаная подошва. По желанию клиента на голенище может быть любое изображение — от герба страны до инициалов владельца.

— Советские традиции, высокая советская планка качества?

— Да. И по‑прежнему сегодня во главу угла мы ставим именно слово «качество». Для нас это первое слово. На вопрос «почему?» мы в первую очередь всегда отвечаем: «Потому что качество».

— Есть ли проблема с подбором кадров, чтобы обеспечивать «кремлевское качество»?

— Больше нет профтехучилищ, техникумов, которые были в советское время. Сегодня в Москве и ближайшем Подмосковье нет таких учебных заведений, которые готовят специалистов швейного либо обувного производства. Но мы ищем молодежь, с отдельными дизайнерами контактируем, находим самозанятых, кто‑то сотрудничает в разовом порядке, некоторые приходят на постоянную работу.

— Какие услуги пользуются наибольшим спросом?

— Мы ведомственное предприятие, поэтому в первую очередь работаем по тем государственным контрактам, которые у нас подписаны с управлением делами президента Российской Федерации. Все остальное — наша факультативная деятельность.

— Какие планы развития у «Президент-Сервиса», которому уже предстоит готовиться к вековому юбилею?

— Нам интересны новые виды деятельности. Хотим увеличивать мощности, чтобы к нам приходили новые интересные люди, дизайнеры, швеи, специалисты. В мыслях расширять химчистку, потому что заказы есть, люди нам доверяют. Много планов по развитию туризма.

НАША СПРАВКА

Мастерские изначально создавались с учетом специфики обслуживания представителей высших органов государственной власти. В 1959 году разрозненные мастерские положением о пошивочной мастерской хозяйственного отдела Управления делами ЦК КПСС объединили в одно большое ателье — пошивочную мастерскую хозяйственного отдела Управления делами ЦК КПСС. «Спецателье» расположилось в здании на Кутузовском проспекте. Здесь осуществлялся индивидуальный пошив одежды и обуви для членов Политбюро и аппарата ЦК. Доступ в цеха всегда оставался ограниченным, местонахождение не афишировалось. Узкий круг клиентов проходил в здание по специальным спискам.

#история #сталин #кремль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 56 (7632) от 28.03.2024 под заголовком ««Закрытая» мастерская добрых услуг».


Комментарии