Соревноваться по делу. Как «отцы» могут выиграть конкуренцию за вакансии у «детей»?
Не секрет — работодатели по‑прежнему нередко отдают предпочтение не тем, кому «за», а тем, кому «до». И если перед руководителем предприятия встает вопрос выбора между кандидатами с равными деловыми качествами, зачастую он склоняется в пользу 35 – 40‑летнего специалиста, а не предпенсионера. Как все это смотрится с правовой точки зрения? Попробуем разобраться.
ФОТО Ambre Estève on Unsplash
Недавно, к примеру, я получил письмо от читателя нашей газеты. В нем он подробно сообщал, что после 55 лет почувствовал себя в компании, в которой проработал больше 20 лет, сотрудником второго сорта. А после увольнения из нее (пошел на такой шаг из‑за нежелания испытывать дополнительное психологическое давление) никак не может найти работу по профилю. «Поначалу мне казалось, что с моим‑то опытом, квалификацией и уровнем знаний это не составит никакого труда — поэтому и уволился по собственному желанию, — пишет предпенсионер. — Однако в реальности вот уже несколько месяцев сижу без дела — попытки трудоустройства ни к чему не привели. И хотя прямо об этом никто не говорит, подозреваю, что всему виной мой 58‑летний возраст». Так ли это? Вполне возможно: трудности с поиском работы у тех, кто перешагнул возраст 50 лет, не редкость даже сейчас.
Что говорит по этому поводу закон? В России предпенсионный возраст наступает за 5 лет до того, как человек получает право на страховую пенсию по старости. Для него, предпенсионера, законодательно не установлено никаких особых требований к условиям труда и режиму работы или какого‑то особенного формата трудовых отношений. Нет и отдельных правил приема на работу — все должно происходить на общих основаниях. Причем ограничений верхнего предела возраста работника (в отличие от нижнего уровня) не существует — успешно трудиться можно, даже будучи 90‑летним. Но…
Статистика одного из крупных «работных» интернет-сервисов говорит о том, что соискатели в возрасте 46 – 55 лет получают, в зависимости от отрасли, от 2,5 до 8,2 % приглашений на собеседования. А те, которым от 31 года до 45 лет, — от 21,8 до 46,4 %. Как видим, разница не то что есть, а колоссальна: «старшие» явно не в фаворе. И в суровой реальности рынка труда тихой сапой нанимать предпочитают более молодых.
Как в этом случае защищены права работников предпенсионного возраста? Например, ст. 64 Трудового кодекса РФ прямо запрещает работодателю необоснованный отказ в заключении трудового договора, связанный с половой, расовой и национальной принадлежностью соискателя, а также его возрастными и иными признаками — при приеме на работу он должен руководствоваться исключительно деловыми качествами кандидата. Защищает права предпенсионеров и ст. 144.1 Уголовного кодекса РФ: если человека увольняют с работы или отказывают ему в трудоустройстве по причине предпенсионного возраста, работодатель запросто может получить штраф в размере до 200 тыс. рублей или даже обязательные работы на срок до 360 часов. Более того: юрист Татьяна Нечаева отмечает, что даже принудительный перевод работника старшего возраста с постоянного на срочный трудовой договор, который можно не продлить без объяснения причин, Трудовым кодексом запрещен. «По достижении пенсионного возраста постоянный договор на срочный без согласия сотрудника тоже переоформлять нельзя», — говорит эксперт. Не стоит забывать и о том, что предпенсионеры и работающие пенсионеры имеют право на два оплачиваемых дня в году (сверх очередного оплачиваемого отпуска) для прохождения диспансеризации.
Соблюдают ли эти правила игры работодатели? Не всегда. И об этом все знают. Иначе не было бы писем, в которых люди нередко жалуются на «ползучую» дискриминацию по возрасту как при приеме на работу, так и по ходу профильной деятельности. Почему «ползучую»? «Зная о возможной ответственности, работодатели, конечно, не отказывают мне в месте по причине возраста, — читаю все в том же письме. — Они либо находят другие аргументы, либо вообще не сообщают, почему предпочли молодого специалиста предпенсионеру». Впрочем, на то они имеют право: сообщать, почему выбрали того, а не другого соискателя, работодатель и вправду не обязан.
В реальности причин может быть масса. Кто‑то из принимающих решение начальников не хочет, чтобы в коллективе появился более старший (а возможно, более опытный и квалифицированный) специалист. Кто‑то думает, что возрастной сотрудник не сможет работать наравне с более молодыми, так как менее обучаем и не так хорошо владеет современными информационными технологиями. А кто‑то и вовсе идет на принцип, негласно устанавливая возрастной ценз.
Однако сути дела это не меняет: если вам отказали в месте не из‑за отсутствия нужных по должности деловых качеств, а руководствуясь какими‑то иными соображениями (в т. ч. «чересчур» большим возрастом) и это хоть как‑то документально зафиксировано, есть повод обратиться за защитой своих трудовых прав в прокуратуру или суд. Если же весомых доказательств нет, а точные причины отказа в работе вам неизвестны — увы, придется продолжать поиск.
Читайте также:
В цене — квалификация. Почему в Петербурге с низкой безработицей стало сложнее найти работу?
Федеральная соцсеть запустила проект «Старшие решают» для поддержки «серебряного» возраста
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (8018) от 21.10.2025 под заголовком «Соревноваться по делу».





Комментарии