«Бракоразводный процесс» Брюсселя и Лондона затягивается

К концу ноября Евросоюз и Великобритания, согласно всем планам и договоренностям, должны подписать окончательное соглашение о выходе туманного Альбиона из дружной семьи объединенных европейцев. Это необходимо, чтобы в срок, определенный обеими сторонами - 29 марта 2019 года, реально запустить бракоразводный процесс. Срок все ближе и ближе, а окончательной ясности, по каким правилам пойдет этот процесс, до сих пор нет.

«Бракоразводный процесс» Брюсселя и Лондона затягивается | Фото: Julius_Silver / Pixabay

Фото: Julius_Silver / Pixabay

На прошлой неделе, сразу после 100-летия со дня окончания Первой мировой войны, председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил буквально следующее: «У меня есть впечатление, что мы медленно, но уверенно двигаемся к окончательной сделке по «брекзиту», которая должна быть заключена в ближайшие недели». Чуть раньше, 6 ноября, Тереза Мэй объявила, что соглашение между Лондоном и Брюсселем готово на 95%. Фактически то же самое она повторила, выступая в минувший понедельник с традиционной речью на банкете лорда-мэра Сити.

Но вот почти одновременно со всеми этими заявлениями английская Sunday Times, ссылаясь на информацию из своих источников в британском правительстве, сообщила: Евросоюз отверг ключевую идею премьер-министра Великобритании Терезы Мэй о создании «независимого механизма» для решения вопросов по «брекзиту» и тем самым «подвесил» окончательный документ.

Суть инициативы Мэй сводилась к созданию независимого механизма для разрешения вопросов между Великобританией и Евросоюзом после «брекзита». Похоже, в ЕС дальновидно посчитали, что урегулированием этой проблемы должен заниматься Европейский суд. Здесь у Брюсселя всегда будет преимущество, а не какой-то новый «механизм» с шансами в разбирательствах для Лондона.

На сегодняшний момент неурегулированными между двумя «супругами» остаются две проблемы, тесно связанные между собой: вопрос о сохранении Великобритании в таможенном союзе ЕС и вопрос об ирландской границе.

Последний вопрос - один из основных камней преткновения на пути к сделке между Лондоном и Брюсселем. Власти Евросоюза не согласны на то, чтобы между Северной Ирландией и Республикой Ирландия возникла полноценная государственная граница. Свободное передвижение товаров и людей на территории Изумрудного острова было одним из ключевых условий Белфастского соглашения 1998 года, которое положило конец вооруженным столкновениям в регионе. В случае выхода Великобритании из ЕС без сделки ирландская граница будет снова закрыта, что может привести к новому витку борьбы Северной Ирландии за независимость. Со своей стороны Дублин уже пригрозил заблокировать любой вариант сделки по «брекзиту», который не предусматривает сохранение статус-кво на границе. Лондону предлагают сдвинуть таможенный барьер, проведя экономическую границу с ЕС по Ирландскому морю. Однако такой расклад не устраивает уже британскую сторону, которая усматривает в подобной инициативе предпосылки для отделения Северной Ирландии.

Что касается проблемы таможенного союза, то здесь у Мэй очень много противников внутри Великобритании. Ведь, по сути, это обнулит саму идею «развода» с Евросоюзом. Как эмоционально написал в своей статье The Sun экс-глава британского МИД и ярый противник «брекзита» по Мэй Борис Джонсон: «Мы соглашаемся навечно остаться вассалами. Даже если мы уйдем, то, согласно этой так называемой сделке, нелепый «период имплементации» будет продолжаться. В результате чего мы фактически станем членом ЕС, не имеющим права голоса».

Как считают эксперты, если стороны не договорятся к началу декабря, то Лондон, скорее всего, расстанется с Брюсселем без сделки. Это будет означать, что Великобритания выходит из таможенного союза ЕС, тем самым нанеся серьезный удар по собственной экономике, поскольку сегодня свыше 40% британского экспорта приходится на страны Евросоюза. Это также повлечет за собой рост безработицы и падение цен на жилье на 25 - 30% в течение последующих трех лет.

«Если будет реализована инициатива Мэй по сохранению за Великобританией членства в таможенном союзе, Лондон будет ограничен в поиске новых торговых партнеров, в том числе и США, ведь Дональд Трамп уже заявлял, что «брекзит» является отличным шансом для наращивания взаимного товарооборота, но при условии, что Лондон резко порвет с Брюсселем», - полагает руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина.

О сложности положения Великобритании в нынешней ситуации говорит и старший научный сотрудник Института Европы РАН Александр Тэвдой-Бурмули. «Брюссель находится на позиции сильного, и ему по большому счету безразличны возможные потери Великобритании. Лондон оказался в уязвимом положении», - считает эксперт. По его словам, история «развода» Великобритании и Евросоюза будет иметь политические последствия общеевропейского масштаба. Для остальных стран Старого Света стал очевиден тот факт, что вступив в союз, покинуть его просто так не получится. «Для других государств Евросоюза пример Великобритании, конечно, будет прививкой от попыток покинуть ЕС. Соединенное Королевство - мощное островное государство, не входившее во многие интеграционные проекты, инициированные Брюсселем. И даже для него оказалось невероятно трудно выйти из Евросоюза, что уж говорить о более слабых материковых странах», - резюмирует аналитик.

#политика #Лондон #Brexit

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (6323) от 16.11.2018 под заголовком «Согласия все нет».


Комментарии