Скрючился за партой: как избежать школьные недуги
Считается, что все мы родом из детства. Так вот, наши болезни очень часто тоже оттуда. Судите сами. По статистике, большинство детей начинают учебу практически здоровыми, а к выпускному классу многие уже имеют хронические заболевания: близорукость, гастрит, проблемы с суставами, позвоночником, ожирение и, как следствие, сахарный диабет.
ФОТО Michał Parzuchowski on Unsplash
Мелкое — не вижу
Небольшой ликбез. Яна Панютина, начальник отдела по организации медицинской помощи матерям и детям петербургского комздрава, напомнила, что в зависимости от состояния здоровья ребенка педиатры выделяют пять групп. I группа — здоровые дети, у которых отсутствуют какие‑либо физические и психические отклонения и проблемы с развитием. II группа — дети с небольшими функциональными отклонениями. III группа — дети с хроническими заболеваниями, но с нормальным физическим и психическим развитием. IV группа — дети с острыми и подострыми болезнями. V группа — дети-инвалиды.
Дети приобщаются к культуре. Школьники отправятся по знаковым экскурсионным маршрутам ПетербургаПо ее словам, в начальной школе количество детей в I и II группах, как правило, составляет около 70 – 80 % всех учеников. Еще 20 % состоят в III группе. И как раз в нее к окончанию школы переходит немалая часть учеников из первых групп. Причина — «букет недугов», которые они приобрели за годы учебы.
Лидируют — болезни глаз. Старшее поколение, наверное, помнит времена, когда очкариков в классе было по пальцам пересчитать. Сейчас же чуть ли не каждый второй — близорукий. По словам главного детского офтальмолога СЗФО Эльвиры Сайдашевой, миопию сегодня диагностируют у каждого третьего ребенка начальных классов и у половины старшеклассников. Причем у некоторых из них близорукость высокой степени.
Понятно, что это заболевание имеет наследственный характер. Однако немаловажную роль в столь печальной статистике играют современные гаджеты, к которым родители приучают детей чуть ли не с ясельного возраста.
Конечно, без компьютеров, планшетов, телефонов в наши дни никуда. Но родители должны хотя бы ограничивать время их использования детьми.
А еще, как подчеркивает специалист, задача родителей — не допустить у ребенка развития близорукости высокой степени, которая во взрослом возрасте может привести к инвалидности. Для этого необходимо раз в год приводить свое чадо на осмотр к офтальмологу, даже если у него нет жалоб.
Ведь чем раньше будут выявлены отклонения, тем легче затормозить процесс развития заболевания. А в качестве профилактики доктор советует ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе, занятия спортом и правильное питание.
Нагрузка на спину и живот
Еще одна частая школьная патология — заболевания опорно-двигательного аппарата. Причина — малоподвижный образ жизни. По словам детского травматолога-ортопеда Алексея Баиндурашвили, ученики вынуждены находиться в сидячем положении практически целый день, с утра до позднего вечера: сначала в школе, потом за выполнением домашних заданий. А в свободное время — скрючившись за компьютером. Неудивительно, что при такой гиподинамии многие зарабатывают себе искривление позвоночника и плоскостопие.
Как считает специалист, для профилактики сколиоза нужно сократить время пребывания в статичной позе. Дети не должны пропускать уроки физкультуры, да и перемены между уроками им лучше проводить активно. Хорошо, когда ребенок дополнительно посещает спортивную секцию и у него… грамотно подобран портфель. «Сумка через плечо в сравнении с ранцем увеличивает вероятность развития сколиоза», — комментирует доктор.
Еще одна беда, с которой сталкиваются родители школьников — гастрит. Зам. главного врача клиники Педиатрического университета, врач-гастроэнтеролог Мария Ревнова констатирует: первичное заражение хеликобактером — бактерией, вызывающей эту болезнь, обычно происходит в семье: через поцелуи, общую посуду, немытые руки… Несколько лет после заражения никаких признаков болезни не наблюдается. Но от больших учебных нагрузок и пренебрежения к правильному питанию у ребенка появляются боли, расстройства… Чаще всего это время совпадает с учебой в средних или старших классах.
Опросы учащихся показывают, что 40 % детей приходят в школу, не позавтракав, а 30 – 40 % детей получают горячее питание один раз в день.
На самом деле, по словам доктора, завтрак, обед, полдник и ужин должны присутствовать в распорядке дня всех учеников с 1‑го по 11‑й класс. И лучше, чтобы в них не было вредных продуктов — фастфуда, чипсов, газировки… Именно этот набор приводит к воспалительным заболеваниям кишечника, ожирению, аллергиям и даже болезни Крона (тяжелому аутоиммунному недугу, который раньше считался редким, а сейчас им болеют 10 – 11 детей из каждых 100 тысяч).
Наиболее полезные продукты для растущего организма: мясо, рыба, яйца, молоко, сыр, творог, кефир и кисломолочные продукты… Ребенок должен есть 5 – 6 раз в сутки с интервалом не более 3,5 – 4 часов и желательно в одно и то же время.
Кстати, те же сколиозы могут развиваться, когда организм теряет такие микроэлементы, как кальций, магний, цинк. И часто бывает, что грамотный пищевой рацион, рекомендованный врачом, приводит к стабилизации состояния опорно-двигательной системы. То же самое со зрением, которое может резко ухудшаться, если организм теряет необходимые вещества.
И напоследок. Психолог центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С. С. Мнухина Ксения Тимофеева отмечает, что психологическое состояние ребенка не менее важно, чем физическое.
Стрессовые нагрузки у современных школьников очень велики. Поэтому так важно быть внимательным к своему ребенку, больше говорить с ним и подмечать любые изменения в его психологическом состоянии. Необходимо беречь школьника, ставя в приоритет его здоровье, а не отличные оценки.
Читайте также:
У истоков педиатрии. Вековой юбилей отмечает один из старейших вузов страны
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (7997) от 22.09.2025 под заголовком «Кто там скрючился за партой?».




Комментарии