Скоро дело делается. Почему образовательные ресурсы предлагают «научить быстро»

Исследовательский холдинг «Ромир» выяснил: 45% горожан занимаются чем-то для души (рисуют-музицируют-мастерят и т. д.) около часа в день. 25% тратят на хобби не более 5 часов в неделю. 12% могут выделить на творческий досуг максимум 2 часа в неделю. Вот это и учли образовательные ресурсы. И больше всего преуспели те, которые нашли способ показать своим ученикам, что чему-то можно научиться уже... через два часа. И увидеть результат.

Скоро дело делается. Почему образовательные ресурсы предлагают «научить быстро» | РИСУНОК Паоло ДАЛПОНТЕ

РИСУНОК Паоло ДАЛПОНТЕ

Вообще чем меньше период от начала обучения до конечного результата, тем большей популярностью пользуются обучающие программы.

Например, скетчинг (от английского sketch - «этюд»), быстрый дизайнерский рисунок. «Мы реально за несколько месяцев ставим руку, - говорит владелец онлайн-школы рисования Дмитрий Котиков. - Мы очень много рисуем, мы приучаем мозг быстро думать, мы ищем основные, самые характерные линии и учимся их делать быстро, доводя до автоматизма».

Современные обучающие курсы построены так, чтобы освоить базовые приемы и техники могли все без исключения. Дмитрий считает, что фразы вроде «У меня нет таланта» - отговорки, это просто лень и нежелание учиться. «Научиться рисовать может каждый», - уверен Котиков.

Среди клиентов этой онлайн-школы помимо обычных горожан - «руководители всех отраслей и всех калибров». Котиков даже провел опрос на предмет того, зачем бизнесменам нужен навык быстрого рисования. Например, для Ольги Бидник, владелицы онлайн-магазина женской одежды, умение делать быстрые наброски цветными маркерами помогает не только изобразить нужный предмет одежды для технических эскизов, но и передавать фактуру ткани. Исполнительный директор московского горнолыжного комплекса и владелец скалодрома Дмитрий Повод рисует каждый день с пяти утра и до начала рабочего дня: навыки скетчинга он активно использует при обсуждении с коллегами разных идей и инициатив. Но больше всего рисование ему пригодилось в семье: у Дмитрия четверо детей и рисование мультяшных героев весьма объединяет. Совладелице строительной компании Наталья Рускони художественные навыки помогают в продажах: «Клиент быстрее принимает решение, когда видит воочию будущий объект». Наталья уже и не ученица: сама в Италии стала преподавать скетчинг в государственной библиотеке Celadina.

Рисованию сегодня учатся сознательно, уверяет Дмитрий Котиков, для достижения определенных целей: навыки скетчинга облегчают и сокращают планерки, совещания и мозговые штурмы. Зачастую нарисовать идею или концепцию так, чтобы ее поняли коллеги, подчиненные или клиенты, проще, чем объяснить ее словами.

Другой создатель образовательного ресурса Константин Собольков, гендиректор курсов шитья, начинал вовсе не с образования. Продавал оборудование и фурнитуру для шитья. Но заметил, что куда выгоднее продавать не швейные машинки, а учить ими пользоваться и давать это знание «в комплекте» с доступом к средствам производства и расходным материалам. Чтобы в долгих поисках последнего желание не испарилось.

Особенно удачно эта услуга пошла у женщин 23 - 35 лет, недурно зарабатывающих (от 100 тысяч рублей): такие, как оказалось, охотно идут «для самореализации» учиться шить модное платье или костюм. Сотрудница одной крупной компании Татьяна вспоминает, как на корпоративном празднике все впечатлились, узнав, что ее платье - дело ее же рук. Дамы упоминают и еще один эффект: обтачивание краев ткани будто бы помогает им справиться со стрессом.

Третий пример - кулинарные студии, где публика готовит под руководством шеф-повара. Серьезные студии не обещают за пару мастер-классов сделать из вас великих поваров ресторанного уровня, утверждает основатель кулинарной студии Кирилл Аболдуев. Но и тут работает правило «получить результат быстро»: посетители таких занятий-шоу платят за эмоциональный подъем, который получают в процессе приготовления вкусного и искусно оформленного блюда под руководством опытного мастера.

Таким образом, можно довольно быстро перебрать разнообразные курсы и найти тот, что больше по душе. Можно бы называть это «нахвататься по верхам», однако нередко те, кто пришел научиться азам, потом дорастают до профессионального уровня. В том же скетчинге еще пару лет назад 70% обучающихся осваивали быстрый рисунок ради времяпрепровождения и только 30% - для применения полученных навыков в работе, а сейчас это соотношение меняется и, как говорит Дмитрий Котиков, «недалек час, когда только треть подписчиков нашего сервиса будут учиться, что называется, для души, в то время как две трети - для профессионального роста».

По его словам, 40% прошедших базовый курс идут потом и на продвинутые, а из них треть намерены на этом зарабатывать, превратить в профессию, даже если изначально люди шли для саморазвития.

У них есть примеры для подражания. Юный студент американского колледжа, который упорно ходил на курсы каллиграфии и не оставил их даже когда бросил колледж. Звали парня Стив Джобс, он разработал дизайн первого компьютера Macintosh и потрудился над «маковскими» шрифтами. А известный всем логотип «Газпрома» - художественный эксперимент его первого руководителя и идеолога-основателя Рэма Вяхирева. Говорят, будто экс-глава газового гиганта нарисовал латинскую G с «хвостиком» в виде зажигалки на одном из совещаний.

В любом случае футурологи предвещают, что в ближайшие 15 лет 35% позиций «белых воротничков» отойдут роботам, а к концу века без работы останутся 75% людей. Человек, уверены футурологи, составит конкуренцию искусственному интеллекту там, где нужно подлинное творчество. То, что мы сейчас не рассматриваем как что-то очень серьезное и чему уделяем, дай бог, пару часов в неделю.

#работа #творчество #исследование

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (6317) от 08.11.2018 под заголовком «Скоро дело делается».


Комментарии