Штрафы, реестры и миллион за неконкуренцию: как УФАС Ленобласти наводило порядок в первом полугодии
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ленинградской области подвело итоги работы за первое полугодие текущего года. Специалисты ведомства рассмотрели за этот период более 700 жалоб, самые распространенные нарушения антимонопольного законодательства связаны с применением в закупках правил национального режима, когда товару на основе недостоверных данных о стране его происхождения предоставляются преимущества как российскому.
ФОТО Romain Dancre on Unsplash
Недобросовестных становится меньше
Всего с начала нынешнего года специалисты УФАС по 47‑му региону рассмотрели 725 жалоб, 250 из них были признаны обоснованными целиком либо в части доводов. Показательно, что жалоб от так называемых профессиональных жалобщиков стало меньше. Всего было выдано 203 предписания об устранении различных видов нарушений в сфере закупок, закона о рекламе и о недобросовестной конкуренции. Региональные специалисты провели 400 внеплановых проверок. В 152 закупках были выявлены нарушения и выданы предписания по 89 извещениям.
На итоговой статистике отразилось то, что в этом году областное УФАС снизило порог суммы закупок рассматриваемых жалоб и проведения внеплановых проверок с 700 млн до 500 млн рублей. Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) госкомпаний (субъектов 223‑ФЗ) при проведении закупок с ценой договора более 500 млн рублей переведено в центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы России. «В полномочия нашего ведомства входит ведение реестра недобросовестных поставщиков заказчиков ЛО, — сообщил начальник отдела контроля закупок УФАС ЛО Сергей Полторецкий. — Нами было рассмотрено 298 таких обращений. По итогам проведенной работы в реестр были включены сведения о 107 недобросовестных участниках. Пять раз за уклонение победителя тендера от подписания контракта, сто раз в результате одностороннего отказа стороны от исполнения контракта, два раза сведения включались в реестр по решению суда, который признавал контракт расторгнутым. Тем не менее недобросовестных поставщиков становится меньше».
Говоря о судебной практике, эксперт подчеркнул, что исковых заявлений в суды тоже стало существенно меньше. Это связано с улучшением качества решений и обоснованностью доводов с обеих сторон, а также с увеличением государственной пошлины за подачу искового заявления. Всего УФАС России по ЛО в судах выиграло в 52 случаях. Отменены решения только по трем делам, еще по двум делам решения признаны недействительными в части. На сегодняшний день в арбитражных судах ведется 42 дела.
Сергей Валерьевич напомнил, что с 1 марта 2025 года в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части, касающейся регулирования государственных и муниципальных закупок, согласно ФЗ № 44‑ФЗ, внесены существенные изменения, и обратил особое внимание на необходимый объем закупок госзаказчиков у малого и среднего бизнеса. Уточнив, что для компаний с госучастием на закупки у субъектов малого предпринимательства действует обязательная квота 25 %. А большая часть нарушений в этом году связана с применением национального режима (соответствующее постановление правительства № 1875 вступило в силу с 1 января 2025 года). «Очень большое количество нарушений мы выявляем как при формировании заказчиками извещений и ненадлежащем установлении национального режима, так и при рассмотрении соответствующих заявок, — делится Сергей Полторецкий. — В реестре российской промышленной продукции, в реестре радиоэлектронной продукции у нас сейчас имеются товары, которые признаются российскими и получают определенные преимущества при их поставке в адрес заказчика. К сожалению, некоторые заказчики неправильно рассматривают заявки таких участников. Проявляются негативные тенденции и у предпринимателей, которые, желая получить определенное преимущество, связанное с национальным режимом, предоставляют номер реестровой записи, а в дальнейшем привезти товар по ней не могут».
В списке основных нарушений — ситуации, связанные со статьей закона о контрактной системе в части надлежащего описания объекта закупки и отсутствия необходимых обоснований. Например, если заказчик закупает кресло с золотыми подлокотниками, он должен это соответствующим образом обосновать. Распространенные нарушения связаны и с ненадлежащей инструкцией — сложной и запутанной, а также когда извещение не согласуется в его разных частях — не может быть такого, чтобы в проекте контракта указан один срок исполнения обязательств, а в описании объекта закупки — другой.
Миллион за нарушение конкуренции
Начальник отдела контроля органов власти и противодействия картелям Дарина Ордан привела ряд показательных примеров из своей практики. Один из них — решение о штрафе в размере один миллион рублей в отношении ТСЖ «Областная 1» в Кудрове. Поводом для взыскания стал недопуск на территорию жилого комплекса оператора связи при попытке предоставления своих услуг в условиях, когда другие провайдеры уже осуществляли деятельность на данном участке. В ходе проверки было установлено, что действия ТСЖ нарушают правила конкуренции, ограничивая доступ операторов к обслуживанию клиентов внутри жилого комплекса.
Еще один пример — выявленный и доказанный, как говорят специалисты УФАС, факт сговора администрации одного из муниципальных районов и перевозчика. Дело о реализации антиконкурентного соглашения путем неоднократного заключения контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам в границах района, передано для дальнейшего привлечения виновных лиц к ответственности.
В настоящее время специалисты областного УФАС рассматривают дело о нарушении закона о защите конкуренции на электронной торговой площадке при приватизации здания и земельного участка. Согласно протоколу, в ходе торгов через электронную торговую площадку были поданы две заявки от участников с признаками аффилированности. Одна предполагала минимальную цену, а вторая максимально допустимую — 999 триллионов 999 миллиардов 999 миллионов 999 тысяч 999 рублей. Таким образом, участник, сознательно предложивший неадекватную цену, создал препятствие для участия в торгах другим лицам, которые были фактически лишены возможности направить экономически обоснованные предложения. При этом заявку с завышенной ценой отклонила сама система, поскольку она была преднамеренно неправильно заполнена, и лот ушел по минимальной цене. Сейчас несколько дел с похожими обстоятельствами возбуждены и в других регионах страны.
«Лучшие» будут наказаны
По-прежнему в эпицентре повышенного внимания областного УФАС противодействие монополистической деятельности. Так, за первое полугодие нынешнего года ведомство выявило 59 нарушений в сфере контроля за деятельностью естественных монополий. Из них 44 — в сфере технологического присоединения к электрическим сетям, десять касаются газификации земельных участков граждан, четыре — подключения к сетям водоснабжения и водоотведения, одно представляет собой недискриминационный доступ к электрическим сетям. Такие данные сообщила заместитель начальника отдела противодействия монополистической деятельности Анастасия Кульбертинова, добавив, что по результатам проведенной работы в бюджет РФ уже поступило 22,5 млн рублей.
По словам специалиста, сотрудники регионального УФАС оперативно реагируют на нарушения прав граждан и предпринимателей со стороны сетевых и распределительных организаций, если они навязывают невыгодные условия договора, нарушают сроки выдачи технических условий на подключение или затягивают эти сроки. На вопрос о том, может ли организация, осуществляющая холодное водоснабжение или водоотведение, отказать в заключении договора на подключение, Анастасия Николаевна ответила отрицательно.
Конечно, не обходится без нарушений законодательства РФ о рекламе, которых в последнее время становится больше. Как и в прошлом году, значительная часть заявлений и дел в этой сфере касается жалоб на поступающую по сетям связи рекламу без согласия абонента. Также нарушения касаются распространения рекламы с применением слов превосходной степени, использования слова «лучший» и рекламы в социальных сетях и Интернете без пометки «реклама».
Читайте также:
В Петербурге открыли новый сезон больших ярмарок вакансий
Второе место вопреки трудностям: ОЭЗ Петербурга показала рост по всем показателям
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (8002) от 29.09.2025 под заголовком «Под антимонопольным контролем».




Комментарии