Секреты Крениц. Древний рыбацкий край с уникальными пейзажами
Новую Ладогу, которой в нынешнем году исполняется 320 лет, называют «младшей сестрой» Петербурга, ведь она была основана Петром I на следующий год после основания Северной столицы. Но и у Новой Ладоги тоже есть своя «сестра». Это старинное селение Креницы, раскинувшееся под самым боком у города и отделенное от него каналом.
ФОТО АВТОРА
Краеведы считают, что наименование пошло от слова «крениться», то есть двигаться, склоняться, поскольку неподалеку от этой деревни корабли после относительно спокойного плавания по Волхову пускались в опасное плавание по озеру. Село древнее, оно упомянуто в переписной окладной книге Вотской пятины 1501 года: «да того же монастыря Никольского в Великого князя ряду в Креницах, на монастырской земле не пашеных рыбных ловцев 20 человек, дворов 17».
Старинная рыбацкая деревня расположена фактически между Новоладожским каналом и Ладожским озером, вблизи того места, где в него впадает Волхов. Чтобы сухопутным путем попасть в Креницы, надо преодолеть наплавной понтонный мост. Три раза в день, четко по расписанию (в 9.00, 16.00 и 18.00), его разводят, чтобы пропустить суда, идущие по каналу. За порядком наблюдает находящийся в будке у моста дежурный — «разводящий». При особой необходимости он может пропустить судно по каналу и в неурочное время.
Местные жители к этой переправе привычные, а вот те, кто оказывается тут впервые, с интересом взирают на это чудо инженерной техники. Движение по мосту реверсивное. Он отчаянно громыхает, сотрясается на стыках, автомобили с низкой посадкой вообще рискуют застрять на нем, зацепившись днищем, или испортить бампер. Но, проехав по нему, вы оказываетесь в удивительном, как будто бы потаенном уголке.
Старые добротные крестьянские дома вдоль главной улицы Крениц чем‑то напоминают строения архангельского края. Как и положено, улица ведет к храму — пятиглавой Петропавловской церкви середины XVIII века. Когда‑то ее каменную колокольню венчал шпиль, который служил не только украшением, но и ориентиром: его было видно с Ладожского озера издалека.
«Приход состоит из селений: Криниц (так в источнике. — Ред.), Немятова и Глядкова. Жители Криниц, новоладожские купцы и мещане, занимаются рыбной ловлей и тягою судов по каналам. Немятово и Глядково находятся за Волховом и сообщение с ними, особенно во время вскрытия и замерзания реки, бывает неудобно или прекращается вовсе… Прихожане к церкви усердны, охотно посещают ее, участвуют в чтении и пении. Грамотные есть почти в каждом доме. Учатся дети частью у членов причта, частью в Новоладожском училище», — говорилось в «Историко-статистических сведениях о С.‑Петербургской епархии», выпущенных в 1884 году.
Храм, увы, уже много лет в запустении. Хочется надеяться: ждет своего восстановления. Возле церкви — дом, который старожилы называют «архиерейским»: в нем в прежние времена находилась церковно-приходская школа. За церковью — сельское кладбище, на котором сохранились старинные надгробия похороненных здесь местных купцов. За многими из них до сих пор ухаживают: в Креницах по сей день живут потомки тех, кто жил и трудился здесь в XIX веке.
Летом основные жители деревни — это дачники, особенно энтузиасты рыбной ловли. Любители покататься на сапах стартуют в речке Волховец, оттуда доходят до Ладоги.
А еще Креницы примечательны тем, что с северными пейзажами здесь совершенно неожиданно соседствует редкая для здешних краев можжевеловая роща. За деревней — участок степи, напоминающий Крым. Где еще такое можно увидеть в наших краях?
Читайте также:
Следы разных эпох. Петербургские геологи создают парк с диковинками под ногами
Лето под горочку: какие погодные достижения сулит нам наступающий август?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (7720) от 06.08.2024 под заголовком «Развод по расписанию».
Комментарии