Секретный пакет. Зачем Китай принял указ об армейских действиях невоенного характера?

Недавно глава КНР Си Цзиньпин подписал пакет положений о применении вооруженных сил Китая в невоенное время. Этот документ не только вызвал нескрываемый интерес на Западе, но и ввиду его закрытости породил различные толкования.

Секретный пакет. Зачем Китай принял указ об армейских действиях невоенного характера? | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Официальная информация о документе появилась в агентстве ­Синьхуа. Она была на редкость краткая и малоинформативная. «Положения нацелены на защиту жизни и имущества людей, суверенитета, безопасности и интересов развития страны, мира во всем мире и стабильности в регионе. Свод положений, состоящий из шести глав и 59 статей, послужит правовой базой для армейских действий невоенного характера и вступит в силу 15 июня 2022 года», — сообщило агентство.

Информацию коллег попыталось расширить издание Global Times, которое со ссылкой на анонимного военного эксперта заявило, что указанные положения обеспечат правовую основу для выполнения китайскими войсками таких задач, как оказание помощи при стихийных бедствиях, осуществление гуманитарных миссий и миротворческих операций, а также для достижения целей по «защите национального суверенитета, безопасности и интересов развития Китая».

Другие СМИ Поднебесной отмечают, что вооруженные силы КНР с 2020 года участвуют в борьбе с пандемией коронавируса, также они были задействованы в спасательных операциях при стихийных бедствиях, таких как землетрясение и наводнение. По мнению этих изданий, китайская армия, проводя антитеррористические, антипиратские и миротворческие миссии за рубежом, может ­«предотвратить влияние региональной нестабильности на Китай, обеспечить безопасность жизненно важных транспортных путей для стратегических материалов, таких как нефть, или защитить зарубежные инвестиции, проекты и персонал КНР». В свою очередь в вещательной корпорации Radio Free Asia, финансируемой американским правительством, высказали опасения по поводу этого свода положений. Пекин якобы может готовиться к проведению специальной операции, не классифицируемой как военные действия, в отношении Тайваня.

Публикация свода пробных положений состоялась как раз на фоне обострения отношений этого острова и Китая. Так, 10 июня официальный представитель мин­обороны КНР У Цянь сообщил, что Пекин не намерен признавать независимый статус Тайваня и будет бороться за свои геополитические интересы. Он подчеркнул, что вооруженные силы Поднебесной готовы приложить любые усилия для защиты национального суверенитета и территориальной целостности. В этот же день сотрудник оборонного ведомства Китая Тан Кефей призвал правительство США не вмешиваться в ситуацию с Тайванем и прекратить оказывать острову военную поддержку. 23 мая американский лидер Джо Байден заявил о готовности военного участия Соединенных Штатов в защите Тайваня «на случай вторжения». По его словам, Вашингтон продолжает придерживаться поддержки безопасности Тайваньского пролива и намерен сделать так, чтобы «его статус-кво не был изменен в одностороннем порядке».

Напомним, что официальные отношения между центральным правительством КНР и Тайванем прервались в 1949 году после того, как потерпевшие поражение в гражданской войне силы Гоминьдана во главе с Чан Кайши перебрались на остров. Пекин не признает суверенитета Тайваня и ревностно относится к контактам с ним других стран, настаивая на «политике одного Китая». Она подразумевает, что Тайвань — неотъемлемая часть территории Поднебесной, а власти КНР — единственное законное китайское правительство. Россия считает Тайвань неотъемлемой частью Китая и выступает против независимости острова в какой бы то ни было форме.

Комментируя документ, китаевед-политолог Николай Вавилов отмечает характер его обнародования. «Обращает на себя внимание отсутствие полного текста документа, который подписал Си Цзиньпин, а лишь присутствие анонимных комментариев военных экспертов. Они указывают, что речь идет о спасательных операциях», — говорит эксперт. Он отмечает, что в китайском медиапространстве связывают принятие указа с двумя возможными сценариями. «Первое — это использование вооруженных сил в операции на Тайване. В том числе в непосредственно боевых действиях на территории острова, которые не будут являться войной, потому что Тайвань не является признанным большинством стран мира государством. Следующее — это может быть нарастающая политическая борьба к 20‑му съезду и усиливающаяся социальная и экономическая дестабилизация в Китае из‑за нарастающего кризисного явления», — полагает эксперт. Вавилов обращает также внимание, что документ появился после заявлений со стороны Тайваня. «Указ принят в условиях усиливающегося трения между Китаем и Тайванем и после заявления главы законодательного органа власти острова, что их ракеты могут поразить Пекин», — заключает аналитик.

Несколько другую точку зрения высказывает директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин. «У Китая сейчас есть огромные по объему инвестиции по всему миру, включая не самые стабильные его точки — Африку, Ближний Восток и так далее. КНР задействовала уже несколько раз свои вооруженные силы для эвакуации китайских граждан: например, в 2011 году из Ливии и в 2015‑м из Йемена. Для военной операции в отношении Тайваня у них уже есть юридическая база в виде закона о борьбе с сепаратизмом 2005 года. Тут речь идет скорее о китайской глобальной экспансии — расширении присутствия вооруженных сил КНР по всему миру для защиты глобальных интересов», — считает аналитик.

А вот главный научный сотрудник центра политических исследований и прогнозов развития Китая Института Дальнего Востока РАН Владимир Портяков напоминает о том, что в последнее время было много провокационных действий вокруг Тайваня со стороны США, в том числе поставки оружия. «Китай неоднократно предупреждал все заинтересованные стороны, прежде всего американцев, ­повторял свою традиционную позицию, что Тайвань — это ­внутреннее дело Китая, что у США есть обязательства, выраженные в трех коммюнике, считать Тайвань частью КНР», — отмечает эксперт. «Здесь два варианта: первый — случайное совпадение, а второй — мне кажется, нет дыма без огня. Такие документы, конечно, требуют определенного времени для подготовки. Могли приурочить к нынешним временам, с тем чтобы предупредить всех тех, кто недостаточно слушает Китай и игнорирует его позицию по Тайваню», — резюмирует эксперт.


#КНР #Китай #указ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (7201) от 01.07.2022 под заголовком «Секретный пакет».


Комментарии