Газовая сделка между США и Евросоюзом: подробности и сложности

Конец июля прошел под знаком газовой сделки между США и Евросоюзом. Дважды в последнюю неделю месяца Дональд Трамп делал громкие заявления о расширении поставок сжиженного американского газа в Европу. За океан летал председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, который также обсуждал с главой Белого дома эту проблему.

Газовая сделка между США и Евросоюзом: подробности и сложности | Иллюстрация INSAGO/shutterstock.com

Иллюстрация INSAGO/shutterstock.com

Чуть позже, в ходе встречи с итальянским премьер-министром Джузеппе Конте, Дональд Трамп с явным удовлетворением в голосе поведал, что Евросоюз готов построить на свои деньги до одиннадцати портов по приему СПГ из Соединенных Штатов, чем поверг специалистов-энергетиков и экспертов-экономистов в полное изумление.

«Мы уже ведем переговоры с ЕС относительно строительства от девяти до одиннадцати портов. Им этого очень хочется, а у нас его (газа. - А. К.) много. Они станут крупным покупателем и сумеют диверсифицировать свое энергоснабжение», - заявил американский президент. Европейские чиновники, в том числе и Юнкер, особо распространяться на эту тему не стали и слова хозяина Белого дома комментировать не решились. Что, в общем-то, понятно. Ведь, по общему мнению экспертов, предложение по расширению поставок американского сжиженного газа в Европу, а тем более строительство новых терминалов за счет ЕС не имеет под собой никаких экономических, да и политических оснований.

«Количество СПГ-терминалов в Европе в целом исчисляется двумя десятками, и их совокупная мощность составляет около 220 млрд куб. метров газа в год, - отмечает заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов. - Но загружены они максимум на 25%. Это должно намекнуть господину Трампу на то, что нынешние мощности избыточны, более того - их достаточно, чтобы заместить поставки российского газа более чем на 100%». Таким образом, ни с экономической, ни с политической точки зрения нет никакого смысла в расширении и без того незагруженной сети европейских СПГ-терминалов. «Евросоюз даже может пойти на строительство пары терминалов, но это будет чистой воды показуха, - считает Фролов. - В этом не только экономики, но и логики никакой нет».

Согласен с таким мнением и политолог Александр Асафов. Он увидел в переговорах руководителей США и ЕС лишь соглашение о намерениях, которое необязательно будет выполняться. «Договоренности с Юнкером не значат ничего. Юнкер не строит терминалы, не может приказать компаниям их строить и не занимается газом. Это контуры грядущих соглашений, которые могут быть пересмотрены и переиграны в любой момент», - полагает эксперт.

В общественном сознании за рубежом, да и у нас в стране бытует мнение, что Россия является крупнейшей газовой державой в мире. Однако это не совсем так. По данным ОПЕК, в прошлом году США стали самым крупным производителем газа, добыв примерно 762 млрд куб. м топлива, в то время как Россия - лишь около 650 млрд куб. м. Проблема Соединенных Штатов заключается в том, что если мы экспортируем 212 млрд куб. м, то они почти в три раза меньше. И причины такого положения дел в большой степени объективны: виноваты в этом географическое положение США, законы физики и химии, а также правила американского газового рынка. Штаты имеют лишь две сухопутные границы с Мексикой и Канадой, куда можно экспортировать трубопроводный газ, от основных мировых потребителей топлива их отделяет океан. Заокеанскому СПГ пока сложно конкурировать с российским трубопроводным газом, ведь только себестоимость производства американского сжиженного газа с учетом всех факторов, включая затраты на регазификацию, составляет $200 за 1 тыс. куб. м. Стоимость же продукции «Газпрома» с учетом всех пошлин, тарифов и выплат дочерним предприятиям компании, по словам экспертов, не поднимается выше $100 за 1 тыс. куб. м.

К тому же, чтобы массово привозить СПГ в Европу, США нужна государственная компания, контролирующая все этапы этого процесса - от добычи до разгрузки газовозов на регазификационных терминалах Старого Света. Но законодательство Соединенных Штатов не позволяет ничего подобного, газовая отрасль в них - исключительно частная. При этом добычей сланцевого газа в Америке заняты одни компании, его транспортировкой на завод по сжижению - другие, самим сжижением - третьи, а поставки СПГ конечным потребителям находятся в руках международных трейдеров до того момента, пока владельцы завода не выплатят банкам все кредиты, полученные ими для строительства.

К трудностям возможного соглашения между США и Евросоюзом, как считает главный редактор журнала «Геоэнергетика ру» Борис Марцинкевич, следует добавить и специфику взаимоотношений власти и газовиков у нас и на Западе. В нашей стране президент РФ имеет право определять стратегию развития и действий государственной газовой корпорации «Газпром», имеющей эксклюзивные монопольные права на экспорт трубопроводного газа. А в Европе и Штатах государства практически не вмешиваются в деятельность своих газовых компаний. Будут ли европейские компании закупать американский СПГ, они определят самостоятельно, исходя только из экономических соображений. «Политическая конъюнктура, слова политиков - это одно, экономические интересы реальных газовых европейских компаний - совсем другое. Разница в ценах видна невооруженным глазом, а механизмов, которые позволили бы чиновникам Еврокомиссии принудить газовые компании к отказу от их собственных экономических интересов, в законодательстве ЕС просто не существует», - отмечает эксперт.

Серьезная экспансия США на европейский газовый рынок все-таки возможна. По данным Международного энергетического агентства, к 2040 году собственное производство газа в Старом Свете сократится наполовину, что создаст благоприятную конъюнктуру для экспортеров голубого топлива на Европейский континент. Кроме того, экологическая политика в ЕС приведет к закрытию или отказу от строительства АЭС, прекращению использования каменного угля в энергетике. Газ выйдет на передний план. Но все-таки все это будет через 20 лет, а для того чтобы экспансия началась в ближайшее время, необходимо одно условие - цена заокеанского и российского топлива должна сравняться.

«Рынок СПГ организован таким образом, что торгуют газом не производители, а компании, которые выкупают мощности у производителей СПГ, - подчеркивает Александр Фролов. - Теоретически правительство США может выкупить эти мощности и создать трейдера или поручить уже существующему работать именно с Европой». Правда, тогда оплачивать все издержки, включая установление приемлемой для европейских потребителей цены, придется из бюджета США, фактически субсидируя американскую газовую отрасль. Это неприятная перспектива для налогоплательщиков, зато, возможно, спасение для производителей.

Интересно, что некоторые эксперты видят в договоренностях Трампа и Юнкера некий положительный знак для проекта «Северный поток-2». Так считает директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко. «Декларация о намерениях кооперироваться с США в газовой сфере - скорее положительный фактор для «Северного потока-2», уменьшающий вероятность введения против него американских санкций. С другой стороны, спрос на российский газ останется высоким даже при некотором увеличении импорта американского СПГ, поэтому целесообразность проекта сохраняется», - говорит эксперт.

#США #Евросоюз #газ #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (6254) от 10.08.2018 под заголовком «Себе дороже».


Комментарии