Сделать Север близким. В Петербурге и Мурманске обсудили арктический туризм
В последние две недели в обоих городах прошла серия конференций, главной темой которых стал арктический туризм. Тенденция очевидна: российские власти намерены перераспределить поток туристов с юга в пользу других регионов страны. Но обсуждение перспектив показывает, что кроме желания сделать это нужны колоссальные общие усилия. И большие деньги, конечно.
ФОТО Льва ФЕДОСЕЕВА/ТАСС
С точки зрения арктического туризма на мировом уровне Россия смотрится вроде бы неплохо. По словам управляющего директора EastRussia Леонида Агафонова, из 10 – 11 млн человек, которые посещают Арктику во всем мире, в прошлом году на долю нашей страны, обладающей наибольшей арктической территорией, пришлись свыше 1,17 миллиона путешественников. Но цифра эта лукавая: большая часть людей у нас едут в Арктику вовсе не с целью отдыха, а распределение потока происходит по принципу «где густо, а где пусто». Так, если в Мурманской области в 2019-м побывали свыше 450 тыс. туристов, в Архангельской – 206 тысяч, а на Ямале – 180 тысяч, то в Красноярском крае, на Чукотке или в Ненецком автономном округе «арктических» гостей насчитали не более 20 – 30 тысяч. А в Якутии – и вовсе 5 тысяч. По словам замминистра РФ по развитию Дальне го Востока и Арктики Александра Крутикова, «на севера» отправляется менее 1% общего количества туристов в России. Но цель стоит амбициозная: в ближайшие 15 лет власти намерены увеличить поток путешественников втрое (до 3 млн человек).
Шаги в этом направлении активно предпринимаются. Так, в рамках недавно завершившегося в Петербурге и Мурманской области трехдневного форума «Доступная Арктика» между Ростуризмом и одним из регионов Русского Севера подписано соглашение о продвижении арктического туризма. Как сообщил губернатор Мурманской области Андрей Чибис, оно станет важным звеном в цепи превращения региона из «дальних северов» в «близкий север». «Это самый доступный и уютный север с очень полезной арктической кухней, – уверяет он. – Чтобы на самолете добраться до Мурманска из Москвы или Петербурга, требуется всего два часа. Столько же, сколько и до Сочи. Но впечатления здесь ждут совершенно другие».
Глава Ростуризма Зарина Догузова тоже не собирается откладывать развитие Арктики в долгий ящик. Уже в ближайшее время это ведомство разработает для арктических регионов единый национальный стандарт развития туристической инфраструктуры. «Нам важно точно знать, где и сколько нужно биотуалетов, где могут располагаться отели, а где могут быть только модульные строения», – сказала она. И особо подчеркнула: создание стандарта прочно увяжут с необходимостью сохранения уязвимых экосистем, уклада жизни и культуры местных народов. Ростуризм готов продолжить и работу по расширению режима благоприятствования в отношении иностранных круизных пассажирских судов: речь идет о переходе от разрешительного характера судозаходов к уведомительному. Причем все детали, касающиеся приоритетов развития арктического туризма, ведомство намерено закрепить в новом федеральном законе, который планируется принять до конца 2021 года.
И все было бы гладко, если бы не существенные нюансы. Никто не спорит: по туристическому потенциалу Русская Арктика даст фору любому другому региону мира. Потому что профессионалы знают: одна только арктическая кухня способна привлечь гурманов со всего света. А птичьи базары на Земле Франца-Иосифа? А возможность увидеть китов и белых медведей? А полярное сияние, которое, по мнению охочих до него китайцев, приносит удачу? Самый большой в мире национальный парк «Русская Арктика», плато Путорана и озеро Лама, Таймыр, Якутия. И много чего еще. Но специалисты сразу называют несколько причин, которые сдерживают желание туриста отправиться на север.
Первая – стоимость туров. К примеру, визитной карточкой арктического туризма в России является круиз на Северный полюс – эксклюзивное путешествие из Мурманска на ледоколе. Цена вопроса – от 10 тыс. долларов и выше. И потому россиян среди этих туристов практически не бывает. Да, полюбоваться северным сиянием стоит не так дорого: из Петербурга, к примеру, для этого организуют вполне доступные по цене автобусные туры. Однако, если речь заходит о путешествии на Таймыр или в Якутию, раскошелиться надо изрядно.
Вторая причина, ведущая к высокой стоимости туров, – низкая транспортная доступность всего, что связано с Арктикой: чартеры туда не летают. Да и с регулярными авиарейсами не все в порядке. В этой связи член совета директоров туроператора Poseidon Expeditions Николай Савельев выдвинул важную инициативу – придать взлетно-посадочной полосе (ВПП) на Земле Франца-Иосифа статус двойного назначения. «Если идея будет реализована, не придется гнать пароходы, поскольку это невыгодно, – сказал Савельев. – Норвежцы сделали это на Шпицбергене, а нам то же самое нужно сделать на Земле Франца-Иосифа». Как отметил эксперт, согласие на организацию ВПП двойного назначения на острове уже дали Минобороны и Минтранс РФ, и на международном рынке могут появиться сквозные перелеты по маршруту Нью-Йорк – Москва – Земля Франца-Иосифа или Гуанчжоу – Москва – Земля Франца-Иосифа.
Есть и третий тормоз – инфраструктура. Причем касается это не только наличия хороших отелей или ресторанов. К примеру, желающих попасть в ставшую знаменитой Териберку – пруд пруди, туда уже сейчас приезжают до 40 тысяч человек в год. Но доехать по земле сложно – нет качественной дороги. И в Арктике куда ни глянь – одни направления... А если нет дороги, теплого чистого туалета и номера с горячей водой – число желающих отправиться в эти края резко падает. И это отлично понимают крупные операторы ANEX Tour или TUI Russia, «положившие глаз» на Мурманскую область. Вторая компания, к примеру, уже подписала с ней соглашение о развитии туризма. Но заместитель главы этой фирмы Александр Сирченко сразу заявляет, что «есть ряд проблем, которые должны быть решены властями». И речь идет как раз о развитии инфраструктуры во всех ее проявлениях. «Если это произойдет, не исключено, что туда будут организованы чартеры», – резюмирует специалист.
ФОТО Дениса КОЖЕВНИКОВА/ТАСС
Однако, несмотря на проблемы, туристическое направление будет развиваться. Так, с августа следующего года на специально отведенных участках туристам и рыбакам-любителям в Мурманской области разрешат ловить крабов. В кировских Хибинах, на вершине горы Айкуавенчорр, построят панорамный ресторан. В аэропорту Мурманска, чтобы принимать большие воздушные суда, модернизируют взлетно-посадочную полосу. А в Печенгском районе «Норникель» (по данным kartoteka.ru, головную организацию группы компаний, ПАО «ГМК «Норильский никель», возглавляет Владимир Потанин) совместно с партнерами реализует проект туристического кластера «Порт Лиинахамари». По словам Зарины Догузовой, этот кластер «хорошо укладывается в концепцию доступного севера» и вполне может сочетать комфортную инфраструктуру с сохранением местной природы. «Уникальная территория, очень удобная логистика и большой потенциал для туризма», – согласен с такой оценкой губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Что касается Петербурга, то Северная столица наравне с Мурманском может стать отправной точкой арктического туризма. При этом у петербуржцев расширяется выбор направлений для путешествий внутри страны. Причем и власти регионов, и бизнес, наученные опытом нынешнего и предыдущих годов, не жмутся при вложениях в инфраструктуру и организации доступных по цене программ. А значит, перспектива слетать на выходные в Мурманскую область, для того чтобы увидеть настоящее северное сияние, попробовать оленину или поймать камчатского краба, становится все реальнее.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (6773) от 29.09.2020 под заголовком «Сделать Север близким».
Комментарии