2Vtzqv4Hz9U

Самокатчикам присвоят метку. В России хотят ввести обязательную регистрацию СИМ

Хотя осень еще радует нас теплыми денечками, дожди и холода не за горами. А это значит, что близок к завершению и сезон электросамокатов. Кто‑то наверняка расстроится, но большинство горожан облегченно выдохнут. Наконец‑то с улиц исчезнут лихие наездники и «сладкие парочки». Что ж, порадуемся за пешеходов и попробуем подвести некоторые итоги самокатного сезона. А они для любителей двухколесного транспорта не столь утешительны. Ибо лимит лояльности к ним, похоже, исчерпан.

Самокатчикам присвоят метку. В России хотят ввести обязательную регистрацию СИМ | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Это только раньше казалось, что лихачей не догонишь. Практика же показала: и догонишь, и накажешь. Тому подтверждение многотысячные штрафы, которые получают те, кто игнорирует Правила дорожного движения (ПДД), запреты на въезд во многие районы крупных городов, повсеместное ограничение скорости… А под занавес летнего сезона теперь уже Минтранс России опубликовал проект радикальных поправок к ПДД, касающихся не только электросамокатов.

Министерство начало с небольшого ликбеза, который должен помочь гражданам отличить один вид двухколесного транспорта от другого.

Итак, если у транспортного средства есть два колеса и педали, но нет двигателя, то это, как не трудно догадаться, велосипед. Если же похожее транспортное средство оборудовано мотором мощностью до 0,25 кВт, то это уже электровелосипед. Что логично.

А вот дальше интереснее. Если у «условно велосипеда» нет педалей, но имеется двигатель, то это средство индивидуальной мобильности (СИМ). Понятно? То есть главное отличие электровелосипеда от СИМ — наличие не мотора, а педалей.

Далее. Если педалей нет, но имеется электродвигатель мощностью до 4 кВт, а также сиденье для водителя, то это мопед. Если же движок такого транспортного средства мощностью более 4 кВт и есть место для пассажира, то это мотоцикл.

Теперь — внимание! «Транспорт, не попадающий по характеристикам под описанные в ПДД категории и не зарегистрированный в установленном порядке, будет запрещен к использованию на дорогах общего пользования». Как поясняют в Минтрансе, это коснется, в частности, несертифицированных питбайков (учебных мини-мотоциклов), гольф-каров и ряда самодельных видов транспорта. Короче, тюнинговать электровелосипед или мопед никто не запрещает, только вот ездить на них можно будет разве что по лесным дорожкам.

На этом классификация не заканчивается. Далее ведомство предлагает объединить мопеды, электровелосипеды и СИМ (к которым ПДД относят еще электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса) в рамках единого термина — «средство микромобильности».

Простите, но только у меня возникает резонный вопрос: как можно объединить электровелосипеды с мопедами? Ведь мопеды относятся к категории М, для получения которой необходимо пройти курс обучения в автошколе и сдать экзамены в Госавтоинспекции. Или для электровелосипедов будут введены такие же требования? Пока неясно. Хотя многие эксперты давно призывали ввести для водителей мощных самокатов такие же правила сдачи на права, как для водителей мопедов и мотоциклов.

Далее Минтранс предлагает все средства микромобильности регистрировать в создаваемом государственном реестре. Как отмечается в пояснительной записке, «средству микромобильности будут присваивать учетный номер, а также учетный знак для установки на транспорт (аналог автомобильного номера) и учетную метку (некий QR-код), которые будут позволять идентифицировать средства микромобильности дистанционным способом».

Оператором государственного реестра станет подведомственное Минтрансу Агентство автомобильного транспорта («Росавтотранс»). В его базу будут вноситься данные владельца, место его жительства, модель транспортного средства, мощность двигателя, масса, год выпуска и другие сведения. В крупных городах с населением более 50 тыс. человек власти смогут создать региональную информационную систему средств микромобильности (РИССМ).

Но тут тоже возникает ряд вопросов. Взять хотя бы те же электросамокат или моноколесо. Есть у них номер рамы или двигателя, как у автомобиля? Нет. Тогда как отличить их от другого аналогичного транспортного средства? По номерным знакам? Так они, как известно, должны быть по ГОСТу. Как по внешнему виду, так и по месту их размещения. А такого стандарта пока не существует.

Самокаты1_Ше-Ма.jpg
ФОТО Марии ШЕРИХ

Теперь — «вишенка на торте». В населенных пунктах, где действует РИССМ, перед каждой поездкой на мопеде, электровелосипеде или СИМ нужно будет авторизоваться с помощью специального приложения, которое автоматически передаст в региональную систему данные о местоположении, скорости движения, времени начала и окончания поездки, нарушениях (зафиксированных в том числе камерами). И если за владельцем числится больше пяти неоплаченных штрафов за нарушения ПДД, доступ к РИССМ закроют. То есть до оплаты поездка будет невозможна.

Граждане автомобилисты, вы можете представить себе, что, садясь за руль своего авто, вы обязаны зарегистрироваться и указать, куда держите путь? А владельцы «средств микромобильности» будут вынуждены это сделать. Ну пусть так, пусть регистрируются и указывают маршрут. Но что потом делать с этими данными? Кому и зачем нужна такая информация, если по дороге не произошло ДТП? Совершенно не понятно.

А вот другие предложения Минтранса можно только поприветствовать. В частности, новые правила будут очень жестко регулировать поведение тех, кто находится за рулем самокатов, электровелосипедов и мопедов. В ПДД пропишут прямой запрет использовать СИМ в нетрезвом состоянии, отказываться от проверки на опьянение, говорить за рулем по телефону, не уступать дорогу пешеходам, оставлять места ДТП. Штрафы составят до 30 тыс. рублей. Причем соответствующий проект поправок в КоАП уже принят Госдумой в первом чтении.

Кроме того, предлагается запретить «принуждать пешехода предоставить преимущество в передвижении с помощью звукового сигнала. А при встречном разъезде с пешеходом (или при его опережении) самокатчики обязаны будут снизить скорость до 10 км/час». За этот пункт хочется сказать отдельное спасибо. Ибо ничто так не нервирует граждан, как трезвонящие самокатчики, требующие уступить им и дорогу на тротуаре — там, где у каждого передвигающегося пешком есть законное преимущество.

Еще одно нужное предложение. Любые виды транспорта, формально попадающие под термин СИМ, но имеющие ширину более 75 см (например, отдельные модели веломобилей), будут запрещены к использованию на проезжей части, тротуарах, велодорожках и прочей инфраструктуре общего пользования. Вот только интересно: курьер с огромным коробом за плечами под это правило подпадет? Очень бы хотелось.

Впрочем, поправки в закон еще не приняты, а лишь вынесены на обсуждение общества и экспертов. И наверняка вокруг этого законопроекта будет сломлено немало копий. Однако в Минтрансе предполагают, что новые правила должны вступить в силу в 1 сентября 2026 года. Как говорится в пояснительной записке, уже находящиеся в эксплуатации мопеды, электровелосипеды и СИМ владельцам потребуется зарегистрировать до 1 марта 2027 года. Транспорт, купленный после вступления в силу закона, нужно будет поставить на учет в течение десяти дней со дня приобретения.

МЕЖДУ ТЕМ 

Несмотря на различные ужесточения, аварий с электросамокатами меньше не становится. Итоги нынешнего года еще не подведены. Но, по данным МВД, только за первые шесть месяцев 2024‑го в России произошло 1891 ДТП с электросамокатами и другими СИМ. В них пострадали 1972 человека, что на 82 % больше, чем в первом полугодии прошлого года. Не обошлось и без жертв. В ДТП с СИМ погиб 21 человек, включая трех несовершеннолетних в возрасте до 16 лет.

Наиболее опасными городами в этом отношении оказались Москва (658 ДТП), Красноярский край (118), Краснодарский край (67), Нижегородская (127), Свердловская (60) и Тюменская области (81), а также Петербург (86).

Читайте также:

Два колеса раздора. Как обезопасить горожан от самокатчиков

Туристы опасаются приезжать в Петербург из-за местных лихих электросамокатчиков


#СИМ #самокат #РИССМ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (7767) от 10.10.2024 под заголовком «Самокатчикам присвоят метку».


Комментарии