_blank

Самобранка на новый лад. Сервис доставки еды набирает обороты

Доставка товаров в современной торговле - явление привычное. Но если раньше ее в основном использовали в сегменте непродовольственных товаров, то сегодня активно осваивается продуктовая тематика. А одна из главных задач нынешних сервисов доставки еды - выиграть время и обогнать конкурентов.

Самобранка на новый лад. Сервис доставки еды набирает обороты | ФОТО David PARRY/PA Images/TACC

ФОТО David PARRY/PA Images/TACC

Прилетит вдруг доставщик

Прообразом идеального сервиса доставки продуктов можно считать сказочную скатерть-самобранку, работающую по принципу «заказал - и готово». Сегодня волшебную функцию самобранки выполняют инновационные технологии, которые позволяют максимально сокращать время исполнения заказа. Однако, чем меньше заявленное время доставки, тем она сложнее.

К примеру, чтобы сократить это время с 45 минут до 30, необходима продуманная инфраструктура и точная настройка логистических процессов. Соответственно, чтобы опередить конкурентов, компании-доставщики автоматизируют работу. Сначала - на этапе распределения заказов, потом - построения маршрутов курьеров. Уже на этом этапе используются возможности прогнозирования загрузки с помощью самых современных технологий, вплоть до искусственного интеллекта. К примеру, платформа для доставки еды Delivery Club запустила информационную систему прогнозирования спроса и распределения заказов, которая учитывает погоду, событийную повестку, загруженность дорог и данные о спросе.

На сегодня актуально внедрение точного отслеживания местоположения заказанного товара при помощи GPS-маячка на транспорте логистической службы. В случае курьерской доставки это позволяет получателю точнее оценивать время до прибытия курьера и даже «перехватывать» его в более удобном месте, чем было назначено изначально.

Западные компании для доставки товаров экспериментируют с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), которые идеально вписываются в современные логистические схемы. Пионерами в этой области выступают американские компании. Россия тоже пробует себя в использовании БПЛА. Еще в 2014 году «Додо Пицца» тестировала доставку своего продукта при помощи дрона.

Однако использование дронов в качестве доставщиков товаров пока тормозят пробелы и барьеры в законодательстве. Да и дронам еще сложно перемещаться по воздуху в град, ливень и сильный ветер. Кроме того, пока неясно, как доставлять грузы жителям многоквартирных домов и в офисы.

Подача к холодильнику

Профильные компании также стараются сделать доставку еды максимально комфортной для потребителя. К примеру, крупный американский ретейлер Walmart (его российское представительство было закрыто в 2010-м) в прошлом году запустил услугу доставки продуктов с загрузкой прямо в холодильник клиента независимо от того, есть заказчик в доме или нет. За безопасность процесса отвечает умный замок. Когда клиент делает заказ, система генерирует одноразовый код доступа для сотрудника службы доставки.

Активировать этот код можно только в том случае, если на униформе работника включена специальная камера с потоковой передачей и записью доставки. Поэтому посторонние проникнуть в дом не смогут. Единственное требование к заказчику, чтобы на момент доставки в доме не находились агрессивные домашние животные. Сотрудники, которые доставляют еду, подвергаются тщательной проверке и проходят курсы по правильной расстановке продуктов в холодильнике.

А чуть раньше, весной 2018 года, крупнейший ресурс электронной коммерции Amazon предложил своим покупателям воспользоваться сервисом - доставка товаров в багажник автомобиля.

У большинства петербургских потребителей привычка заказывать еду онлайн пока не выработалась. А уж о том, чтобы допустить к своему холодильнику или машине чужих людей, и речи быть не может. Во-первых, в городе на Неве хорошо развита розничная торговля и достаточно много магазинов шаговой доступности, что и является сдерживающим фактором для развития альтернативных вариантов.

Во-вторых, наши люди пока не до конца доверяют онлайн-доставке: боятся низкого качества сервиса и самих продуктов. Кроме того, современный российский потребитель не желает ждать доставку товаров, а тем более платить за нее.

Ежедневная привычка

Но даже в таких условиях обороты доставки продуктов и готовой еды растут. На рынке происходит так называемый culture shift, который подразумевает изменение культуры потребления, когда доставка еды становится ежедневной привычкой. Если изначально люди чаще всего заказывали пиццу и роллы для каких-либо торжеств, то сейчас сервисы доставки стали использоваться для будничных семейных ужинов.

В данном случае речь идет не о ресторанах, а о сетевых продуктовых магазинах, которые активно создают онлайн-магазины и запускают тематические мобильные приложения. То есть границы между рестораном и супермаркетом в России постепенно стираются. В результате только на интернет-ресурсе компании розничной торговли X5 Retail Group «Перекресток-онлайн» за первое полугодие 2019 года число заказов выросло более чем в четыре раза, а покупателей, которые сделали больше одного заказа, - в пять раз, причем почти 80% заказов - повторные.

В целом, по предварительным подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли, рынок доставки еды в 2019 году составил около 9% в общем обороте общепита. К концу года он достиг более 85 млрд рублей, что вдвое больше показателей 2018 года.

По прогнозам X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), к 2029 году доля стационарных магазинов на российском продуктовом рынке может сократиться с 90,4 до 84,2%. Снижение доли магазинов произойдет за счет увеличения онлайн-сервисов: сегмент заказа и доставки продуктов вырастет с 0,2 до 4,5%, доставки готовой еды - с 1 до 2,5%.

По мнению аналитиков, рост этого рынка продолжится в ближайшие 3 - 4 года и будет сопоставим с взрывным ростом рынка такси, который мы наблюдали несколько лет назад. Наиболее масштабный всплеск спроса на доставку продуктов произойдет, если ретейлерам разрешат продажу алкоголя.

Сейчас в Петербурге сформировался пул компаний, специализирующихся на доставке готовой еды и продуктов из ресторанов и магазинов. Лидером среди сервисов доставки готовой еды является одна из вышеназванных компаний. Ее ближайший конкурент - «Яндекс. Еда». Сейчас оба сервиса принадлежат технологическим корпорациям. За «зелеными» стоит Mail.ru Group, за «желтыми» - «Яндекс».

Также в списке игроков - iGooods и Instamart. «Шефмаркет» специализируется на доставке разработанных рецептов в комплекте с нужными ингредиентами. «Живой вкус» предлагает доставку фермерской продукции. К слову, среди федеральных игроков первым продуктовым ретейлером, который запустил в России интернет-торговлю продуктами питания, стала сеть «О,Кей» (в 2015 г.). Второй была X5 Retail Group.

Кухня завтрашнего дня

Учитывая вызовы рынка, в ближайшей перспективе X5 Retail Group планирует запустить в Петербурге smart kitchen (осовремененную версию формата фабрики-кухни, популярного в СССР в 1920 - 1930-х годах) и начать доставку готовых блюд на территории всего Северо-Западного федерального округа. В перспективе подобный сервис может быть запущен по всей стране.

Пилотный проект такой умной фабрики для нужд ретейла стартовал в прошлом году в Подмосковье. «Умная» кухня состоит из нескольких блоков. В их числе - склад, зона отправки продукции в магазины, подготовительные цеха (мясо, рыба, птица, овощи, засолка рыбы, приготовление полуфабрикатов), кулинария, включающая салатный и упаковочный цеха, пекарня и кондитерская.

Приготовление различных блюд связано в единую цепочку, которая не нарушает правила движения потоков: готовая продукция может идти только от сырья и не может двигаться обратно. Подобное централизованное производство вытеснит из супермаркетов классические кулинарные цеха (на их местах останутся пекарни и аппараты для курицы гриль).

Ретейлер «Лента» также рассматривает возможность запуска услуги доставки фирменной готовой еды на базе своих магазинов, тем более что у него есть большая сеть собственных пекарен. В данном случае речь идет об одном из последних трендов на российском рынке - развитии концепта dark kitchen (пекарни, пиццерии и другие цеха в небольших помещениях и быстрая доставка готовой продукции в пределах 50 минут).

Похожий сервис в Петербурге тестирует сеть по доставке готовых блюд «Достаевский». Ее сервис «Достамаркет» привозит продукты покупателям на дом из так называемых dark store («темных магазинов») в виде небольших складских помещений, которые компания открывает на базе собственных фабрик-кухонь сети.

Темный - потому что нет обычных покупателей, а магазин - потому что визуально похож на торговую точку: стеллажи c товаром. Только вместо ценников штрихкоды, по которым сборщики заказов быстро находят нужный товар с помощью специальных терминалов. В отличие от распределительного центра, где товар хранится в упаковках, либо на палетах, в dark store все процессы оптимизированы под штучную сборку. В прошлом году компания запустила в Кировском районе Петербурга пилотный проект быстрой (до 30 минут) доставки самых необходимых продуктов, как в магазине у дома. В 2020-м в планах расширение сервиса на весь город и даже выход на рынок Москвы.

#питание #еда #сервис #доставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (6601) от 13.01.2020 под заголовком «Самобранка на новый лад».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 Августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 Августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 Августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 Августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 Августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 Июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 Июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 Июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 Июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.