Самобранка на новый лад. Сервис доставки еды набирает обороты
Доставка товаров в современной торговле - явление привычное. Но если раньше ее в основном использовали в сегменте непродовольственных товаров, то сегодня активно осваивается продуктовая тематика. А одна из главных задач нынешних сервисов доставки еды - выиграть время и обогнать конкурентов.
ФОТО David PARRY/PA Images/TACC
Прилетит вдруг доставщик
Прообразом идеального сервиса доставки продуктов можно считать сказочную скатерть-самобранку, работающую по принципу «заказал - и готово». Сегодня волшебную функцию самобранки выполняют инновационные технологии, которые позволяют максимально сокращать время исполнения заказа. Однако, чем меньше заявленное время доставки, тем она сложнее.
К примеру, чтобы сократить это время с 45 минут до 30, необходима продуманная инфраструктура и точная настройка логистических процессов. Соответственно, чтобы опередить конкурентов, компании-доставщики автоматизируют работу. Сначала - на этапе распределения заказов, потом - построения маршрутов курьеров. Уже на этом этапе используются возможности прогнозирования загрузки с помощью самых современных технологий, вплоть до искусственного интеллекта. К примеру, платформа для доставки еды Delivery Club запустила информационную систему прогнозирования спроса и распределения заказов, которая учитывает погоду, событийную повестку, загруженность дорог и данные о спросе.
На сегодня актуально внедрение точного отслеживания местоположения заказанного товара при помощи GPS-маячка на транспорте логистической службы. В случае курьерской доставки это позволяет получателю точнее оценивать время до прибытия курьера и даже «перехватывать» его в более удобном месте, чем было назначено изначально.
Западные компании для доставки товаров экспериментируют с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), которые идеально вписываются в современные логистические схемы. Пионерами в этой области выступают американские компании. Россия тоже пробует себя в использовании БПЛА. Еще в 2014 году «Додо Пицца» тестировала доставку своего продукта при помощи дрона.
Однако использование дронов в качестве доставщиков товаров пока тормозят пробелы и барьеры в законодательстве. Да и дронам еще сложно перемещаться по воздуху в град, ливень и сильный ветер. Кроме того, пока неясно, как доставлять грузы жителям многоквартирных домов и в офисы.
Подача к холодильнику
Профильные компании также стараются сделать доставку еды максимально комфортной для потребителя. К примеру, крупный американский ретейлер Walmart (его российское представительство было закрыто в 2010-м) в прошлом году запустил услугу доставки продуктов с загрузкой прямо в холодильник клиента независимо от того, есть заказчик в доме или нет. За безопасность процесса отвечает умный замок. Когда клиент делает заказ, система генерирует одноразовый код доступа для сотрудника службы доставки.
Активировать этот код можно только в том случае, если на униформе работника включена специальная камера с потоковой передачей и записью доставки. Поэтому посторонние проникнуть в дом не смогут. Единственное требование к заказчику, чтобы на момент доставки в доме не находились агрессивные домашние животные. Сотрудники, которые доставляют еду, подвергаются тщательной проверке и проходят курсы по правильной расстановке продуктов в холодильнике.
А чуть раньше, весной 2018 года, крупнейший ресурс электронной коммерции Amazon предложил своим покупателям воспользоваться сервисом - доставка товаров в багажник автомобиля.
У большинства петербургских потребителей привычка заказывать еду онлайн пока не выработалась. А уж о том, чтобы допустить к своему холодильнику или машине чужих людей, и речи быть не может. Во-первых, в городе на Неве хорошо развита розничная торговля и достаточно много магазинов шаговой доступности, что и является сдерживающим фактором для развития альтернативных вариантов.
Во-вторых, наши люди пока не до конца доверяют онлайн-доставке: боятся низкого качества сервиса и самих продуктов. Кроме того, современный российский потребитель не желает ждать доставку товаров, а тем более платить за нее.
Ежедневная привычка
Но даже в таких условиях обороты доставки продуктов и готовой еды растут. На рынке происходит так называемый culture shift, который подразумевает изменение культуры потребления, когда доставка еды становится ежедневной привычкой. Если изначально люди чаще всего заказывали пиццу и роллы для каких-либо торжеств, то сейчас сервисы доставки стали использоваться для будничных семейных ужинов.
В данном случае речь идет не о ресторанах, а о сетевых продуктовых магазинах, которые активно создают онлайн-магазины и запускают тематические мобильные приложения. То есть границы между рестораном и супермаркетом в России постепенно стираются. В результате только на интернет-ресурсе компании розничной торговли X5 Retail Group «Перекресток-онлайн» за первое полугодие 2019 года число заказов выросло более чем в четыре раза, а покупателей, которые сделали больше одного заказа, - в пять раз, причем почти 80% заказов - повторные.
В целом, по предварительным подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли, рынок доставки еды в 2019 году составил около 9% в общем обороте общепита. К концу года он достиг более 85 млрд рублей, что вдвое больше показателей 2018 года.
По прогнозам X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), к 2029 году доля стационарных магазинов на российском продуктовом рынке может сократиться с 90,4 до 84,2%. Снижение доли магазинов произойдет за счет увеличения онлайн-сервисов: сегмент заказа и доставки продуктов вырастет с 0,2 до 4,5%, доставки готовой еды - с 1 до 2,5%.
По мнению аналитиков, рост этого рынка продолжится в ближайшие 3 - 4 года и будет сопоставим с взрывным ростом рынка такси, который мы наблюдали несколько лет назад. Наиболее масштабный всплеск спроса на доставку продуктов произойдет, если ретейлерам разрешат продажу алкоголя.
Сейчас в Петербурге сформировался пул компаний, специализирующихся на доставке готовой еды и продуктов из ресторанов и магазинов. Лидером среди сервисов доставки готовой еды является одна из вышеназванных компаний. Ее ближайший конкурент - «Яндекс. Еда». Сейчас оба сервиса принадлежат технологическим корпорациям. За «зелеными» стоит Mail.ru Group, за «желтыми» - «Яндекс».
Также в списке игроков - iGooods и Instamart. «Шефмаркет» специализируется на доставке разработанных рецептов в комплекте с нужными ингредиентами. «Живой вкус» предлагает доставку фермерской продукции. К слову, среди федеральных игроков первым продуктовым ретейлером, который запустил в России интернет-торговлю продуктами питания, стала сеть «О,Кей» (в 2015 г.). Второй была X5 Retail Group.
Кухня завтрашнего дня
Учитывая вызовы рынка, в ближайшей перспективе X5 Retail Group планирует запустить в Петербурге smart kitchen (осовремененную версию формата фабрики-кухни, популярного в СССР в 1920 - 1930-х годах) и начать доставку готовых блюд на территории всего Северо-Западного федерального округа. В перспективе подобный сервис может быть запущен по всей стране.
Пилотный проект такой умной фабрики для нужд ретейла стартовал в прошлом году в Подмосковье. «Умная» кухня состоит из нескольких блоков. В их числе - склад, зона отправки продукции в магазины, подготовительные цеха (мясо, рыба, птица, овощи, засолка рыбы, приготовление полуфабрикатов), кулинария, включающая салатный и упаковочный цеха, пекарня и кондитерская.
Приготовление различных блюд связано в единую цепочку, которая не нарушает правила движения потоков: готовая продукция может идти только от сырья и не может двигаться обратно. Подобное централизованное производство вытеснит из супермаркетов классические кулинарные цеха (на их местах останутся пекарни и аппараты для курицы гриль).
Ретейлер «Лента» также рассматривает возможность запуска услуги доставки фирменной готовой еды на базе своих магазинов, тем более что у него есть большая сеть собственных пекарен. В данном случае речь идет об одном из последних трендов на российском рынке - развитии концепта dark kitchen (пекарни, пиццерии и другие цеха в небольших помещениях и быстрая доставка готовой продукции в пределах 50 минут).
Похожий сервис в Петербурге тестирует сеть по доставке готовых блюд «Достаевский». Ее сервис «Достамаркет» привозит продукты покупателям на дом из так называемых dark store («темных магазинов») в виде небольших складских помещений, которые компания открывает на базе собственных фабрик-кухонь сети.
Темный - потому что нет обычных покупателей, а магазин - потому что визуально похож на торговую точку: стеллажи c товаром. Только вместо ценников штрихкоды, по которым сборщики заказов быстро находят нужный товар с помощью специальных терминалов. В отличие от распределительного центра, где товар хранится в упаковках, либо на палетах, в dark store все процессы оптимизированы под штучную сборку. В прошлом году компания запустила в Кировском районе Петербурга пилотный проект быстрой (до 30 минут) доставки самых необходимых продуктов, как в магазине у дома. В 2020-м в планах расширение сервиса на весь город и даже выход на рынок Москвы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (6601) от 13.01.2020 под заголовком «Самобранка на новый лад».
Комментарии