Саммит ответил на вызовы. Шанхайская организация сотрудничества набирает силу и влияние в мире
В Китае состоялся саммит ШОС, крупнейший в истории этой международной организации, возникшей в 2001 году. Среди ее основателей тогда были Россия, КНР и страны Центральной Азии, а основной целью создания нового формата значилась тема безопасности с обеих сторон бывшей советско-китайской границы, в том числе в контексте афганской проблемы. Спустя 24 года заметно расширилось как количество полноценных членов ШОС — сейчас их 10, так и повестка обсуждаемых тем.
ФОТО Dominic Kurniawan Suryaputra on Unsplash
В итоговой декларации участники саммита подтвердили приверженность сотрудничеству в сфере безопасности, включая борьбу с терроризмом и наркотрафиком. В документе также зафиксированы новые вызовы: лидеры договорились о совместном противодействии рискам ИИ и поддержали суверенное право государств на регулирование Интернета. Собравшиеся также осудили удары США и Израиля по Ирану и гибель гражданского населения в секторе Газа.
Всего на саммите в Тяньцзине было принято 20 документов, в том числе стратегия развития ШОС до 2035 года, «дорожная карта» к утвержденной годом ранее стратегии развития энергетического сотрудничества организации на период до 2030 года, а также соглашение о создании антинаркотического центра и универсального центра по противодействию вызовам и угрозам безопасности. Не обошли вниманием участники форума и историко-идеологические темы, подписав совместное заявление в связи с 80‑й годовщиной завершения Второй мировой войны и основания ООН. Наконец, на саммите были приняты совместные заявления о сотрудничестве в цифровой экономике, устойчивом развитии энергетики, «зеленой» промышленности, ИИ, борьбе с проблемой наркотиков, поддержке многосторонней торговой системы, а также в научно-технических и инновационных отраслях.
Главным итогом двухдневного саммита помимо принятия Тяньцзиньской декларации была договоренность создать банк развития ШОС, проект которого активно продвигал Китай. Впрочем, конкретные сроки учреждения финансового института не указаны. Смещение фокуса внимания организации с вопросов безопасности на экономическое сотрудничество подчеркнул и выбор площадки: Тяньцзинь — один из ключевых логистических хабов китайской инициативы «Один пояс, один путь», в которую вовлечены многие участники ШОС.
Важным событием стало участие во встрече в Тяньцзине индийского премьера Нарендры Моди, впервые за семь лет посетившего Китай. Дели, как и Пекин, оказался в фокусе тарифной атаки Белого дома: 27 августа США ввели против Индии 25‑процентные пошлины. Давление Вашингтона ускорило процесс нормализации отношений между Китаем и Индией, осложненных давним территориальным спором, приводящим к локальным стычкам на границе. В Тяньцзине Си Цзиньпин на встрече с индийским премьером заявил о необходимости быть «партнерами, а не противниками», использовав метафору о совместном танце «дракона и слона», а Моди подчеркнул общую ответственность за благосостояние 2,8 млрд человек, проживающих в двух странах.
Как считает заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений ИАМП Дипломатической академии МИД РФ Вадим Козюлин, прошедший саммит ШОС способствует формированию «альтернативных центров глобального управления». «Саммит в Тяньцзине действительно самый масштабный за почти всю четвертьвековую историю объединения. Он способствует формированию альтернативных центров глобального управления. Тем более ШОС сегодня объединяет государства, представляющие значительную часть мирового населения и экономического потенциала», — поясняет эксперт. По его мнению, влияние ШОС будет возрастать по мере увеличения количества участников диалога, а также усиления их экономической и технологической мощи. Особое значение для развития объединения может иметь сближение Китая и Индии. «Текущие тенденции позволяют сделать вывод, что влияние западных структур на мировой порядок станет неизбежно сокращаться. И развитие ШОС будет в немалой степени этому способствовать. Чем сильнее будут становиться страны ШОС и БРИКС, тем быстрее произойдет формирование более сбалансированной системы, где ни одна группа стран не сможет единолично диктовать условия», — подчеркивает аналитик.
Схожей точки зрения придерживается и ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. Он отмечает, что ключевым фактором усиления влияния ШОС станет их экономическое развитие и урегулирование противоречий между странами-членами. «Безусловно, в сложившейся ситуации прежде всего стоит говорить про наращивание экономического взаимодействия и разрешение политических вопросов между участниками. Именно таким образом будет усиливаться голос Глобального Юга, расти влияние альтернативных Западу объединений вроде ШОС и БРИКС, что, несомненно, отвечает интересам России», — полагает специалист. Как утверждают эксперты, саммит в Тяньцзине может войти в историю как один из символов трансформации системы международных отношений. География ШОС, как и БРИКС, расширяется. Причем обе организации дополняют друг друга и превращаются в ключевые полюса силы — реальную альтернативу западному миропорядку.
Читайте также:
Абсолютный рекордсмен. Глава Камеруна решил выдвинуться в президенты на новый срок
Индия и Китай возобновляют приграничную торговлю и прямое авиасообщение
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (7984) от 03.09.2025 под заголовком «Саммит ответил на вызовы».




Комментарии