С теплотой к ледоколу. «Красин» стал площадкой сразу для четырех выставок

Ледокол «Красин» вниманием не обделен: мероприятий, связанных с разными страницами своей героической биографии, за долгий век он повидал немало. Но такого, чтобы на борту судна-музея появились сразу четыре выставки, объединенные одной темой, пожалуй, еще не было. Сегодня они приурочены к 90-летию международной операции по спасению группы Умберто Нобиле, в котором бывший «Святогор» (первое дореволюционное имя ледокола) сыграл главную роль. А на открытие экспозиций прибыли главы генеральных консульств Италии и Норвегии в Петербурге, а также родственники участников той полярной экспедиции.

С теплотой к ледоколу. «Красин» стал площадкой сразу для четырех выставок | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

«Вчера в Ленинград возвратился ледокол «Красин». У Шепелевского маяка экспедицию в 12 часов дня встретили ледокол «Пурга», четыре эскадренных миноносца краснознаменного Балтфлота и гидросамолеты. В их сопровождении «Красин» пошел в Кронштадт...

При дальнейшем следовании «Красина» в Ленинград его встретили флотилии парусников, пароходы, катера, спортивные гички и др. По обеим сторонам Невы на набережных шпалерами стояли трудящиеся Ленинграда. Всего встречало «Красин» вчера около 200 тыс. человек. После прибытия ледокола на набережной Лейтенанта Шмидта состоялся небольшой митинг...» - писала 6 октября 1928 года ленинградская «Красная газета». Подобные сообщения облетели тогда многие европейские издания, ведь за ходом спасательной операции следили во всем мире, и ленинградское судно обрело мировую известность.

Когда дирижабль «Италия», на котором исследователи возвращались с «макушки земли», потерпел крушение и некоторые из них погибли, разные страны организовали экспедиции, чтобы помочь героям-полярникам. Красинцы сумели пробиться к ним через льды раньше всех и взяли на борт оставшихся в живых членов экипажа. Причем на обратном пути ледокол еще и выручил из беды немецкий пассажирский лайнер «Монте-Сервантес», который получил пробоину, натолкнувшись на айсберг, и начал тонуть...

Эти события были отражены в постоянно действующей на судне экспозиции и выставках, подготовленных к прежним юбилейным датам. Но на сей раз музейщики попытались взглянуть на историю, запечатленную в сотнях книг, чуть иначе. Они сделали акцент на ее международном значении, дополнив текст надписями на английском языке.

«Отправив на спасение иностранной экспедиции свой ледокол, молодое советское государство, отношение к которому сложилось за рубежом негативное, показало, что и для него важно заботиться о спасении человеческих жизней», - отметила на открытии выставки Светлана Сивкова, генеральный директор Музея Мирового океана, в состав которого на правах филиала входит «Красин».

К тому же это была первая после кровопролитной мировой войны, после ссор и раздоров международная гуманитарная акция (ледокольные судна тогда, кстати, впервые действовали совместно с полярной авиацией).

По словам завотделом учета и хранения красинского музейного фонда Натальи Федотовой, при создании новой выставки были использованы мемуары, фотографии, карты и другие предметы из хранилищ петербургского Музея Арктики и Антарктики. Как и ценные артефакты (фрагмент обшивки дирижабля, осколок винта самолета и др.), которые «дедушке» ледокольного флота России преподнесли в дар хранители семейных архивов из разных стран: дети и внуки исследователей Заполярного края и тех, кто отважно бросился на их выручку.

Особый вес юбилейным мероприятиям придало участие в них родственников моряков, совершивших на «Красине» тот ледовый переход. Так, в Петербург приехала Лийве Эгги (Иыгги) с сыном Карлом, которого назвали в честь прадеда, командовавшего тогда судном. Два года назад они уже приезжали сюда из Эстонии, чтобы посетить Богословское кладбище (там похоронен капитан «Красина») и ледокол, который десятилетия назад их дед и прадед вел через льды.

В кают-компанию плавучего музея, где проходила встреча, пришли кроме них Галина Стефанович, племянница бывшего старшего помощника капитана, и Борис Димитроченко, сын механика ледокола, написавший об отце и его сослуживцах-друзьях несколько книг. Ветеран авиации Александр Санин рассказал о встречах с Борисом Чухновским (это полярный летчик, который спас на своем «Юнкерсе» двух итальянцев с разбившегося дирижабля). Работая в российских и зарубежных архивах, он отыскал немало документов, относившихся к разным периодам деятельности ледокола, часть которых передал музею.

Почетные гости первыми увидели главную выставку и три других, связанных с ней тематически: одна посвящена съемкам советско-британско-итальянского фильма «Красная палатка» об экспедиции Нобиле, на другой представлены брошюры и книги на разных языках, посвященные ледовому походу 1928 года, а последняя знакомит с коллекцией предметов (марки, спичечные этикетки, карандашные коробки и др.), свидетельствующих о популярности ледокола, на которых он был запечатлен.

Между тем это не первое и не последнее событие в череде юбилейных мероприятий, заметила Ирина Стонт, директор ледокола-музея. Минувшим летом рядом с судном был открыт памятник Амундсену, погибшему при спасении экспедиции Нобиле (больше двадцати лет бюст, подаренный Ленинграду норвежским правительством, пребывал в запасниках Музея городской скульптуры). В Главном штабе Эрмитажа, на одной из площадок VII Петербургского международного культурного форума, 17 ноября пройдет встреча с актерами, сыгравшими в «Красной палатке», и композитором Эннио Морриконе, написавшим музыку к фильму Михаила Калатозова.

#выставка #ледокол #экспедиция #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (6297) от 10.10.2018 под заголовком «С теплотой к ледоколу».


Комментарии