С комфортом на борту. Что изменит транспортная реформа в Ленобласти?

Реформа транспортной системы в Ленобласти, предусматривающая обновление подвижного состава, подошла к важному рубежу. На первом ее этапе, с начала этого года, на региональные линии вышло около 550 новых автобусов среднего и большого класса. А в 2026‑м она охватит муниципальные образования региона, где пассажиров начнут перевозить около 800 закупаемых по единым требованиям автобусов. Все они получат современные бортовые системы, да и по уровню комфорта будут отличаться от прежних машин. Причем в Гатчинском и некоторых других районах области такие автобусы уже обслуживают пассажирские маршруты.

С комфортом на борту. Что изменит транспортная реформа в Ленобласти? | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Маршрутная сеть в Ленобласти, по мнению специалистов, — одна из наиболее сложных в России. Это довольно крупный регион (83,9 тыс. кв. км), где некоторые автобусные маршруты тянутся на сотни верст. Другие направления относятся к агломерации. То есть автобусы там связывают транспортным сообщением 47‑й регион с Петербургом и наоборот. А сделать так, чтобы такие пассажирские перевозки работали без сбоев и нареканий, непросто.

Тем не менее региональная власть решила реформировать в области транспортную систему, двигаясь поэтапно. Что это даст кроме обновления подвижного состава? Появятся новые маршруты, сократится интервал движения автобусов, а качество услуг перевозчиков, напротив, вырастет. Областной комитет по транспорту, отвечающий за эту работу, изначально и ориентировался на достижение таких результатов.

Транспортная реформа в регио­не еще не завершена. И в ходе этой работы учитывается мнение жителей области (по поводу интервала движения, тарификации и т. д.), уверяет Михаил Присяжнюк, председатель профильного регионального комитета. При создании новой модели транспортной системы специалисты принимали во внимание и точку зрения руководителей районов.

Некоторые изменения уже видны. Так, в регионе вырос уровень цифровой зрелости этой отрасли. Автобусы, закупаемые для межрегиональных (в границах агломерации) и межмуниципальных маршрутов, оснащены современными навигационными и платежными бортовыми системами. Это датчики, фиксирующие в салоне пассажиропоток, камеры наблюдения, стационарные валидаторы и др.

Словом, современные автобусы наделены многими цифровыми устройствами, требующими значительных средств. Новый автобус в обычной комплектации стоит около 8 млн рублей. А чтобы оснас­тить его такими системами, нужно выложить еще не менее 2 млн рублей.

На первых порах эти системы, правда, иногда выходили из строя. Но проблема решается. А когда будут внедрены предложения областного комитета цифрового развития, бортовые системы «подружатся» окончательно, уверен чиновник.

По его словам, региональная власть стремится также увеличить парк газомоторных автобусов. При их покупке перевозчик получает субсидию на возмещение части затрат в размере 40 % от стоимости. И если он действует в рамках государственного или муниципального заказа, то субсидия ему гарантирована. Средства из бюджета в виде господдержки, кроме того, перевозчик получает, обретая автобус по лизингу (95 % от суммы первого лизингового платежа). На эти цели из областного бюджета в 2025‑м было выделено 110 млн рублей, рассказал Михаил Присяжнюк.

Почему выгодно использовать газомоторный транспорт? Газ куда дешевле бензина и дизтоплива, а значит, при эксплуатации этих автобусов перевозчик получает существенную (до 40 %) экономию средств. Но ставить их на линии можно лишь там, где имеются газовые автозаправки, а их сеть в регионе пока крайне мала. Хотя власть и тут подставляет плечо. Инвестор может компенсировать за счет субсидии 30 % стоимости новой заправочной станции. А если переоборудовать грузовик или легковушку, чтобы те потреб­ляли метан или сжиженный газ, их владелец тоже получит субсидию. Перевозчиков эта мера поддержки, правда, не касается. На маршруты в регионе выходят только «метановые» автобусы, сошедшие с заводского конвейера, что оправданно для обеспечения безопасных перевозок…

С 1 января 2026‑го транспортная реформа коснется и пассажирских перевозок, осуществляемых в регионе по муниципальному заказу. Муниципалы тоже получат низкопольные, хорошо оснащенные автобусы, приспособленные под нужды инвалидов-колясочников, которые, кстати, тестируют новый подвижной состав. Становится больше маршрутов, на которые выходят автобусы, оборудованные системой ­«Говорящий город», ориентированной на слабовидящих и слабослышащих пассажиров.

В Гатчинском районе реформа, однако, уже стартовала. Заключив контракты для обновления автопарков, перевозчики получили свежую технику, а районная власть стала выводить ее на маршруты. Новые автобусы разного класса получают и в Кировском районе, где тоже плотно занимаются этой работой. Одиннадцать единиц новой техники пришли недавно в Кингисеппский район и вот-вот встанут на линии. Еще одну партию из ­28 автобусов он получит в ближайшее время.

Очередной этап реформы, иными словами, идет в регионе с опережением сроков. Тем более что транспортники закупают подвижной состав, используя лизинговый механизм, который предусматривает льготное финансирование. А власть использует для перевозок гибкую тарифную политику, влияющую на цену билета. На длинных маршрутах предусмотрены тарифные зоны, где стоимость проезда меняется в зависимости от протяженности пути.

Пассажиры-льготники, впрочем, совершают поездки бесплатно, то есть деньги на это идут из областной казны. Причем доля таких пассажиров в общей массе составляет здесь порядка 30 %. А если кто‑то отправится в Петербург, то сможет пересесть там, например, на трамвай или проехать в метро, оформив предварительно ЕКП «Ленинградская», добавил глава профильного комитета.

Ведется работа и по оптимизации транспортных потоков на стыке регионов. Специалисты ищут пути создания в агломерации бесшовных транспортных коридоров, рассказал Михаил Громов, руководитель Дирекции по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга и Ленобласти. Они предлагают ­продлить трамвайную линию в город Бугры, что снизит нагрузку на станцию метро «Девяткино». Протянуть такую же линию в поселок Новосаратовка, который активно застраивается, и построить как минимум два новых транспортно-пересадочных узла. Один в Кудрове, куда намечено протянуть оранжевую ветку метро. А другой — у железнодорожной станции Ржевка, чтобы пассажиры, приезжая из Ленобласти, пересаживались на трамвай «Чижик» и ехали по направлению к центру Петербурга.

Эти варианты дирекция прорабатывает, полагая, что в будущем году по ним будут приняты конкретные решения. Такие проекты специалисты стремятся увязать с планами по развитию пригородного железнодорожного сообщения, где показатели плавно растут. За десять месяцев нынешнего года Северо-Западная пригородная пассажирская компания перевезла 107,3 млн человек. Примерно пятая часть этого пассажирооборота приходится на Ленобласть, отмечает гендиректор компании Кирилл Корнилин. По его мнению, на рост этих показателей влияет организация востребованных тактовых маршрутов, сеть которых в агломерации будет расширяться. А для бесшовной логистики движение электричек специалисты стремятся увязать с маршрутами пассажирских автобусов.

Читайте также:

Перевозчики получают новинки: развитие городской транспортной системы «набирает обороты»

Ряды автобусов пополнились. Петербургский общест­венный транспорт заметно обновится в нынешнем году


#Ленобласть #транспорт #реформа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (8038) от 19.11.2025 под заголовком «С комфортом на борту».


Комментарии