Рынок кефира в России. Какие продукты стали самыми недоступными для россиян?

По каким критериям определяется доступность продовольственного товара в розничной торговле? Ответ вроде бы на поверхности: есть товар в наличии, его стоимость соответствует платежеспособности потенциального покупателя, значит — доступен. Но вот удивил своей новостью Роспотребнадзор. По его версии, самыми недоступными для россиян продуктами в нынешний момент стали… кефир, капуста и свекла.

Рынок кефира в России. Какие продукты стали самыми недоступными для россиян? | РИСУНОК Михаила ЛАРИЧЕВА

РИСУНОК Михаила ЛАРИЧЕВА

Рейтинг доступности

Под мониторинг Роспотребнадзора попало более 43 тысяч торговых точек разных регионов России. ­После обработки полученных данных ведомство резюмировало: общая оценка доступности розницы превысила 78 %. При этом в большинстве регионов максимально доступны макаронные изделия, сыр, рыбные консервы, йогурт, вареные колбасы, молоко, мясные консервы, пшеничный хлеб.

Однако далее — цитата: «не в полной мере доступен ряд полезных продуктов. Например, пресноводная рыба, баранина, говядина, обогащенная продукция, специализированная пищевая продукция на молочной основе для питания детей».

Допустим, с говядиной понятно — мясо это по нынешним временам не из дешевых, покупатель делает выбор в пользу свинины или курятины. Что касается пресноводной рыбы, рожденной в аквакультуре, то и она недешева — это во‑первых; во‑вторых, сами производители не сильно торопятся со своей продукцией в обычные супермаркеты, им интереснее и выгоднее реализовать товар через фирменную торговлю. Но что не так с главными овощами «борщевого набора» — капустой и свеклой и всегда востребованным кефиром?

По мнению многих экспертов и аналитиков, Роспотребнадзор, проводя свой мониторинг, отслеживал не только и, может быть, не столько наличие товара на магазинной полке, сколько его ассортиментное разнообразие. Поэтому и вывод: если ассортимент скромный, то и доступность ничтожна. Неспроста такой расклад абсолютно не понравился Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).

По утверждению председателя президиума АКОРТ Игоря Караваева, федеральные торговые сети не фиксируют снижения ассортиментной доступности ни в одной из «провинившихся» товарных категорий. «На полках федеральных ретейлеров присутствуют до пяти видов свеклы, до четырех видов белокочанной капусты и в среднем 25 видов кефира». Если же локально какие‑то отступления и случаются, то они могут быть связаны с двумя факторами: торгово-закупочной политикой отдельно взятой сети и неумением ретейлеров согласовать изменения цен и объемов заказа.

Проблем с производством продуктов, странным образом оказавшихся у Роспотребнадзора в аутсайдерах, тоже нет. Так, кефира в прошлом году произвели более 922 тысяч тонн (плюс 3 % к году предыдущему).

Ищите женщину!

В огромном сегменте кисломолочных продуктов — примерно 150 наименований — кефир всегда занимал лидирующие позиции. Еще пять-шесть лет назад на его долю приходилось две трети этого рынка.

…Исторической родиной небольших желтоватых горошин, именуемых «пшеном Пророка», или «зернами Магомета» (а проще — кефирных грибков), принято считать северный склон Кавказского хребта. Согласно наиболее популярной легенде, их принес в своем посохе в дар горцам сам Магомет. Научил с помощью горошин готовить божественный напиток и настрого запретил дарить «исходный материал» иноверцам.

Как и было завещано, кефирные грибки не стали предметом купли-продажи, обмена, дарения. Великим грехом считалось дать их даже в приданое выходящим замуж дочерям. Грибки можно было только… украсть — что, собственно, и вошло со временем в обычай.

Слухи о целебных свойствах напитка будоражили любопытствующий народ в российских городах и весях. Именно в кефире кое‑кто усматривал причину долголетия горцев. В начале прошлого века Всероссийское общество врачей обратилось с просьбой к молокозаводчику Бландову: наладить производство кефира в России. Любыми способами.

Как «рассекречивались» кефирные грибки, история умалчивает. Согласно одной версии, в этой операции участвовали лучшие российские детективы того времени, другая предлагает «шерше ля фам» — искать женщину.

Она, женщина, была! Двадцатилетняя красавица Ирина Сахарова — выпускница школы молочного хозяйства, тайный агент молокозаводчика Бландова. Ей, чаровнице и шантажистке, удалось выудить у одного из кефирных «секретоносителей» 10 фунтов грибков. Потом еще месяц она скрупулезно, по крупицам, собирала рецепты изготовления кефира горцами. Все, что раздобыла, привезла в Первопрестольную. Вскоре первые бутыли с целебным напитком появились в больницах.

Шел 1909 год, в России началась эра кефира.

Так что же за чудо такое — кефирный грибок? «По науке», это сложный симбиоз нескольких микроорганизмов. Основную микрофлору составляют молочнокислые палочки, стрептококки и дрожжи. Однако кроме названных бактерий в состав грибков входят также уксуснокислые бактерии и ароматообразующие микроорганизмы. Именно они определяют специфический вкус и аромат кефира, его питательные и целебные качества.

Тут нелишним будет вспомнить пройдоху Паниковского из «Золотого теленка». Любил Михаил Самуэлевич в минуту, свободную от охоты на золотого тельца, приложиться к стаканчику кефира. После чего, надо думать, пребывал в кайфе. Кстати, многие считают, что само слово «кефир» восходит к арабскому слову kaif, в турецкой огласовке «кейф», что означает — «отдых, приятное безделье».

Единственная кефирная «составляющая», отпугивающая поборников стерильно-здорового образа жизни, — это спирт. Только вряд ли кого его количество способно превратить в пьяницу. Ведь даже в самом выдержанном кефире оно не превышает 1 %.

У экспертов из Национального союза производителей молока («Союзмолоко») — свой мониторинг ситуации на товарных выкладках, отличный от роспотребнадзоровского. «Кефир на прилавках есть всегда, — утверждает гендиректор «Союзмолока» Артем Белов. — Широкий ассортимент в этой категории в принципе не нужен: рецептура у напитков типовая. У продукции короткий срок годности, поэтому тащить кефир из других регионов нет смысла. Основные поставщики кефира — региональные производители».

photo_5215432281806727887_y.jpg

Тем не менее эксперты признаются: в последние годы кефир остается самой падающей категорией в молочном сегменте. В рационе его заменяют более современные питьевые продукты, в первую очередь йогурты.

Капустный «эшелон»

На дворе октябрь — самое капустное время. Вообще‑то по народному календарю оно наступает немного раньше — 27 сентября, на Воздвиженьев день. Отсюда и поговорки: «На Воздвиженье первая барыня — капуста», «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»

В овощеводческих хозяйствах Ленинградской области сейчас заканчивают убирать белокочанную поздних сроков созревания. Такая капуста до самых заморозков силой наливается, витаминчики подкапливает. И всю уборочную страду перекупщики на ходу подметки рвут, стремясь закупить кочаны «на корню», затарить фуры прямо в поле. Перекупщикам выгодно: средняя цена килограмма белокочанной 22 – 25 рублей. Средняя цена в торговой рознице (по данным Петростата) — без малого 50 целковых. Навар очень даже неплохой выходит.

Кроме того, закупленный только что оптом товар совсем не обязательно сразу отправлять на продажу. Можно передержать на овощебазах, в хранилищах, а потом, когда сезон овощей закончится, отправить на реализацию уже по другим ценам.

Но при всем при этом никакая передержка не повлияет на доступность белокочанной капусты в торговой рознице. Капуста есть всегда. И всегда востребована. Что же касается ассортиментного разнообразия, то сложно представить, как «разнообразить» кочаны. Указывать на ценниках сорта капус­ты, названия которых обывателю абсолютно ничего не скажут? Разве только старшее поколение припомнит самый ходовой и чуть ли не единственный в промышленном производстве советских времен сорт «Слава».

Рынок капусты в России один из самых «объемных» среди овощных. Каждый год соотечественники съедают примерно 3 миллиона 400 тысяч тонн только белокочанной капусты. А ведь есть еще ее близкая родственница — капуста краснокочанная, а кроме нее длинный капустный «эшелон»: цветная, брокколи, брюссельская, савойская…

А какое капустное разнообразие в отделе солений! Капуста квашеная и маринованная, классическая (в ней только сама капуста, морковка и соль), капуста квашеная с клюквой, с мятой, сельдереем, хреном, капус­та диабетическая, фитнес-капуста.

Что же касается другого овоща из «борщевого набора» — столовой свеклы, то откуда взяться ее недоступности, если страна полностью обеспечивает себя этим корнеплодом? Доля импорта минимальна — 8 – 10 тысяч тонн при среднем собственном урожае 400 тысяч тонн. Импорт не от особой нужды: южные страны ближнего зарубежья поставляют нам раннюю свеклу, когда свой урожай еще зреет, а Белоруссия разнообразит свекольный ассортимент готовым отварным продуктом в вакуумной упаковке.

Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в сентябре повысились на 0,4 %. С начала года — на 3,8 %.

Плодоовощная продукция подешевела в среднем на 4,6 %. В частности, капуста белокочанная — на 23,9 %, свекла — на 18,6, морковь — на 16,3, картофель — на 15,0, яблоки — на 10,3, лук репчатый — на 5,4, виноград — на 3,7 %. При этом апельсины подорожали на 17,5%, огурцы свежие — на 3,9, бананы — на 1,9 %. Сосиски, сардельки стали дешевле на 2,9 %, печень говяжья, свиная — на 2,7, пряники — на 2,2, смеси сухие молочные для детского питания, вермишель — на 2,0, сахар-песок — на 1,8 %. 

Рост цен отмечался на йогурт — 9,1 %, икру лососевых рыб — 5,9, хлебобулочные изделия из пшеничной муки — 5,1, колбасу полукопченую и варено-копченую — 4,7, масло сливочное, консервы рыбные в томатном соусе — на 3,5 %.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах сентября составила 7621 рубль 46 копеек в расчете на месяц, что на 77 рублей 31 копейку меньше, чем в августе.

Из непродовольственных товаров обувь мужская подорожала на 7,1 %, компьютеры планшетные — на 6,4, ювелирные изделия из золота, пиломатериалы — на 4,7, лампы электрические — на 3,2, трикотажные изделия — на 2,7, смартфоны — на 2,8 %. При этом лампы энергосберегающие стали дешевле на 4,1 %, утюги — на 2,4 %.

В сентябре стоимость услуг в сфере зарубежного туризма возросла на 6,8 %, плата за пользование потребительским кредитом — на 5,0, стоимость услуг физической культуры и спорта — на 3,7, услуг образования — на 2,6 %. Стоимость санаторно-оздоровительных услуг снизилась на 14,6 %, экскурсионных — на 5,5, проезд в поездах дальнего следования подешевел на 3,0, авиаперелеты — на 1,8 %.

Читайте также:

Хрустящий перекус. Как развивается рынок «чибсов» в России

Хищная «курица». Как развивается рынок тунцовых консервов в России?


#рынок #цены #кефир

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (7769) от 14.10.2024 под заголовком «Кефир записали в аутсайдеры».


Комментарии