Рынок кефира в России. Какие продукты стали самыми недоступными для россиян?
По каким критериям определяется доступность продовольственного товара в розничной торговле? Ответ вроде бы на поверхности: есть товар в наличии, его стоимость соответствует платежеспособности потенциального покупателя, значит — доступен. Но вот удивил своей новостью Роспотребнадзор. По его версии, самыми недоступными для россиян продуктами в нынешний момент стали… кефир, капуста и свекла.
РИСУНОК Михаила ЛАРИЧЕВА
Рейтинг доступности
Под мониторинг Роспотребнадзора попало более 43 тысяч торговых точек разных регионов России. После обработки полученных данных ведомство резюмировало: общая оценка доступности розницы превысила 78 %. При этом в большинстве регионов максимально доступны макаронные изделия, сыр, рыбные консервы, йогурт, вареные колбасы, молоко, мясные консервы, пшеничный хлеб.
Однако далее — цитата: «не в полной мере доступен ряд полезных продуктов. Например, пресноводная рыба, баранина, говядина, обогащенная продукция, специализированная пищевая продукция на молочной основе для питания детей».
Допустим, с говядиной понятно — мясо это по нынешним временам не из дешевых, покупатель делает выбор в пользу свинины или курятины. Что касается пресноводной рыбы, рожденной в аквакультуре, то и она недешева — это во‑первых; во‑вторых, сами производители не сильно торопятся со своей продукцией в обычные супермаркеты, им интереснее и выгоднее реализовать товар через фирменную торговлю. Но что не так с главными овощами «борщевого набора» — капустой и свеклой и всегда востребованным кефиром?
По мнению многих экспертов и аналитиков, Роспотребнадзор, проводя свой мониторинг, отслеживал не только и, может быть, не столько наличие товара на магазинной полке, сколько его ассортиментное разнообразие. Поэтому и вывод: если ассортимент скромный, то и доступность ничтожна. Неспроста такой расклад абсолютно не понравился Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).
По утверждению председателя президиума АКОРТ Игоря Караваева, федеральные торговые сети не фиксируют снижения ассортиментной доступности ни в одной из «провинившихся» товарных категорий. «На полках федеральных ретейлеров присутствуют до пяти видов свеклы, до четырех видов белокочанной капусты и в среднем 25 видов кефира». Если же локально какие‑то отступления и случаются, то они могут быть связаны с двумя факторами: торгово-закупочной политикой отдельно взятой сети и неумением ретейлеров согласовать изменения цен и объемов заказа.
Проблем с производством продуктов, странным образом оказавшихся у Роспотребнадзора в аутсайдерах, тоже нет. Так, кефира в прошлом году произвели более 922 тысяч тонн (плюс 3 % к году предыдущему).
Ищите женщину!
В огромном сегменте кисломолочных продуктов — примерно 150 наименований — кефир всегда занимал лидирующие позиции. Еще пять-шесть лет назад на его долю приходилось две трети этого рынка.
…Исторической родиной небольших желтоватых горошин, именуемых «пшеном Пророка», или «зернами Магомета» (а проще — кефирных грибков), принято считать северный склон Кавказского хребта. Согласно наиболее популярной легенде, их принес в своем посохе в дар горцам сам Магомет. Научил с помощью горошин готовить божественный напиток и настрого запретил дарить «исходный материал» иноверцам.
Как и было завещано, кефирные грибки не стали предметом купли-продажи, обмена, дарения. Великим грехом считалось дать их даже в приданое выходящим замуж дочерям. Грибки можно было только… украсть — что, собственно, и вошло со временем в обычай.
Слухи о целебных свойствах напитка будоражили любопытствующий народ в российских городах и весях. Именно в кефире кое‑кто усматривал причину долголетия горцев. В начале прошлого века Всероссийское общество врачей обратилось с просьбой к молокозаводчику Бландову: наладить производство кефира в России. Любыми способами.
Как «рассекречивались» кефирные грибки, история умалчивает. Согласно одной версии, в этой операции участвовали лучшие российские детективы того времени, другая предлагает «шерше ля фам» — искать женщину.
Она, женщина, была! Двадцатилетняя красавица Ирина Сахарова — выпускница школы молочного хозяйства, тайный агент молокозаводчика Бландова. Ей, чаровнице и шантажистке, удалось выудить у одного из кефирных «секретоносителей» 10 фунтов грибков. Потом еще месяц она скрупулезно, по крупицам, собирала рецепты изготовления кефира горцами. Все, что раздобыла, привезла в Первопрестольную. Вскоре первые бутыли с целебным напитком появились в больницах.
Шел 1909 год, в России началась эра кефира.
Так что же за чудо такое — кефирный грибок? «По науке», это сложный симбиоз нескольких микроорганизмов. Основную микрофлору составляют молочнокислые палочки, стрептококки и дрожжи. Однако кроме названных бактерий в состав грибков входят также уксуснокислые бактерии и ароматообразующие микроорганизмы. Именно они определяют специфический вкус и аромат кефира, его питательные и целебные качества.
Тут нелишним будет вспомнить пройдоху Паниковского из «Золотого теленка». Любил Михаил Самуэлевич в минуту, свободную от охоты на золотого тельца, приложиться к стаканчику кефира. После чего, надо думать, пребывал в кайфе. Кстати, многие считают, что само слово «кефир» восходит к арабскому слову kaif, в турецкой огласовке «кейф», что означает — «отдых, приятное безделье».
Единственная кефирная «составляющая», отпугивающая поборников стерильно-здорового образа жизни, — это спирт. Только вряд ли кого его количество способно превратить в пьяницу. Ведь даже в самом выдержанном кефире оно не превышает 1 %.
У экспертов из Национального союза производителей молока («Союзмолоко») — свой мониторинг ситуации на товарных выкладках, отличный от роспотребнадзоровского. «Кефир на прилавках есть всегда, — утверждает гендиректор «Союзмолока» Артем Белов. — Широкий ассортимент в этой категории в принципе не нужен: рецептура у напитков типовая. У продукции короткий срок годности, поэтому тащить кефир из других регионов нет смысла. Основные поставщики кефира — региональные производители».
Тем не менее эксперты признаются: в последние годы кефир остается самой падающей категорией в молочном сегменте. В рационе его заменяют более современные питьевые продукты, в первую очередь йогурты.
Капустный «эшелон»
На дворе октябрь — самое капустное время. Вообще‑то по народному календарю оно наступает немного раньше — 27 сентября, на Воздвиженьев день. Отсюда и поговорки: «На Воздвиженье первая барыня — капуста», «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»…
В овощеводческих хозяйствах Ленинградской области сейчас заканчивают убирать белокочанную поздних сроков созревания. Такая капуста до самых заморозков силой наливается, витаминчики подкапливает. И всю уборочную страду перекупщики на ходу подметки рвут, стремясь закупить кочаны «на корню», затарить фуры прямо в поле. Перекупщикам выгодно: средняя цена килограмма белокочанной 22 – 25 рублей. Средняя цена в торговой рознице (по данным Петростата) — без малого 50 целковых. Навар очень даже неплохой выходит.
Кроме того, закупленный только что оптом товар совсем не обязательно сразу отправлять на продажу. Можно передержать на овощебазах, в хранилищах, а потом, когда сезон овощей закончится, отправить на реализацию уже по другим ценам.
Но при всем при этом никакая передержка не повлияет на доступность белокочанной капусты в торговой рознице. Капуста есть всегда. И всегда востребована. Что же касается ассортиментного разнообразия, то сложно представить, как «разнообразить» кочаны. Указывать на ценниках сорта капусты, названия которых обывателю абсолютно ничего не скажут? Разве только старшее поколение припомнит самый ходовой и чуть ли не единственный в промышленном производстве советских времен сорт «Слава».
Рынок капусты в России один из самых «объемных» среди овощных. Каждый год соотечественники съедают примерно 3 миллиона 400 тысяч тонн только белокочанной капусты. А ведь есть еще ее близкая родственница — капуста краснокочанная, а кроме нее длинный капустный «эшелон»: цветная, брокколи, брюссельская, савойская…
А какое капустное разнообразие в отделе солений! Капуста квашеная и маринованная, классическая (в ней только сама капуста, морковка и соль), капуста квашеная с клюквой, с мятой, сельдереем, хреном, капуста диабетическая, фитнес-капуста.
Что же касается другого овоща из «борщевого набора» — столовой свеклы, то откуда взяться ее недоступности, если страна полностью обеспечивает себя этим корнеплодом? Доля импорта минимальна — 8 – 10 тысяч тонн при среднем собственном урожае 400 тысяч тонн. Импорт не от особой нужды: южные страны ближнего зарубежья поставляют нам раннюю свеклу, когда свой урожай еще зреет, а Белоруссия разнообразит свекольный ассортимент готовым отварным продуктом в вакуумной упаковке.
Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в сентябре повысились на 0,4 %. С начала года — на 3,8 %.
Плодоовощная продукция подешевела в среднем на 4,6 %. В частности, капуста белокочанная — на 23,9 %, свекла — на 18,6, морковь — на 16,3, картофель — на 15,0, яблоки — на 10,3, лук репчатый — на 5,4, виноград — на 3,7 %. При этом апельсины подорожали на 17,5%, огурцы свежие — на 3,9, бананы — на 1,9 %. Сосиски, сардельки стали дешевле на 2,9 %, печень говяжья, свиная — на 2,7, пряники — на 2,2, смеси сухие молочные для детского питания, вермишель — на 2,0, сахар-песок — на 1,8 %.
Рост цен отмечался на йогурт — 9,1 %, икру лососевых рыб — 5,9, хлебобулочные изделия из пшеничной муки — 5,1, колбасу полукопченую и варено-копченую — 4,7, масло сливочное, консервы рыбные в томатном соусе — на 3,5 %.
Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах сентября составила 7621 рубль 46 копеек в расчете на месяц, что на 77 рублей 31 копейку меньше, чем в августе.
Из непродовольственных товаров обувь мужская подорожала на 7,1 %, компьютеры планшетные — на 6,4, ювелирные изделия из золота, пиломатериалы — на 4,7, лампы электрические — на 3,2, трикотажные изделия — на 2,7, смартфоны — на 2,8 %. При этом лампы энергосберегающие стали дешевле на 4,1 %, утюги — на 2,4 %.
В сентябре стоимость услуг в сфере зарубежного туризма возросла на 6,8 %, плата за пользование потребительским кредитом — на 5,0, стоимость услуг физической культуры и спорта — на 3,7, услуг образования — на 2,6 %. Стоимость санаторно-оздоровительных услуг снизилась на 14,6 %, экскурсионных — на 5,5, проезд в поездах дальнего следования подешевел на 3,0, авиаперелеты — на 1,8 %.
Читайте также:
Хрустящий перекус. Как развивается рынок «чибсов» в России
Хищная «курица». Как развивается рынок тунцовых консервов в России?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (7769) от 14.10.2024 под заголовком «Кефир записали в аутсайдеры».
Комментарии