Руководство АСИ РФ и главы Якутии, Мурманской и Смоленской областей заключили соглашения о развитии промышленного туризма

На днях руководство Агентства стратегических инициатив (АСИ) РФ и главы Якутии, Мурманской и Смоленской областей заключили соглашения о развитии в этих регионах промышленного туризма. Предполагается, что уже в ближайшее время на расположенные в них предприятия придут тысячи гостей.

Руководство АСИ РФ и главы Якутии, Мурманской и Смоленской областей заключили соглашения о развитии промышленного туризма | ФОО: pixabay

ФОО: pixabay

«Промышленный туризм - это про честность, открытость, партнерство и взаимное доверие с потребителем, про уважение к покупателю, - считает заместитель главы АСИ Ольга Захарова. - Готовность открыто показать процесс изготовления продукции требует определенной смелости и уверенности в ее качестве, правильности организации производства, его безопасности и экологичности». По оценке Захаровой, интерес к этой тематике сейчас активно проявляют самые разные категории потенциальных туристов. В первую очередь - молодежь.

И предприятия, готовые «открыться», есть. По словам подписавшего соглашение с АСИ главы Якутии Айсена Николаева, власти региона начинают работу по развитию промышленного туризма вместе с компанией «АЛРОСА», которая занимается добычей и переработкой алмазов. А угольная компания «Колмар» уже создала отдельное подразделение, которое будет заниматься этим туристическим направлением. В свою очередь замглавы Мурманской области Дмитрий Филиппов сообщил, что в регионе формируют пилотный перечень предприятий, которые могли бы стать флагманами промтуризма: в списке значатся филиалы «Норникеля», а также Кольская атомная электростанция и горнодобывающий комбинат «Олкон». А по мнению зам. губернатора Смоленской области Алексея Стрельцова, «развитие промтуризма увеличит в регион поток туристов и послужит импульсом для кооперации предприятий».

Возможности для движения в этом направлении есть: при поддержке АСИ в России совсем недавно разработана методика развития промышленного туризма. «На площадке агентства создано универсальное, легко внедряемое решение», - говорит Ольга Захарова. При этом методологические рекомендации содержат единую концепцию работы властей, предприятий, туристских организаций, а также советы по организации и созданию производственных экскурсий, технологии их проведения и подготовки сотрудников, а также экскурсоводов. Методология уже внедряется в Самарской, Нижегородской, Смоленской областях и в Удмуртии, а более 10 регионов РФ приступают к ее реализации.

«Один из главных стимулов для предприятия в этом случае - возможность с помощью промышленного туризма формировать его положительный имидж, - полагает инициатор разработки Сергей Рыжов. - К каждому нужно искать свой ключик: это могут быть самые разные варианты, включая и обязательную поддержку со стороны их первых лиц». По мнению Рыжова, при этом сразу надо определиться с тем, как будут организованы туры на заводы, и выбрать, с какой частотой они станут проходить, обозначить возраст посетителей, необходимость оплаты туров, форму их организации и пр.

Тема, впрочем, ненова: в России насчитывается уже около десятка ассоциаций промышленного туризма (в том числе и в Петербурге), а некоторые предприятия научились на нем даже зарабатывать. «Начинался он исключительно как социальное предпринимательство, но сейчас при определенных условиях и опыте направление может приносить прибыль», - считает Наталья Томашевская, глава Пермской ассоциации промтуризма. В частности, винный завод «Абрау-Дюрсо» в Краснодарском крае на экскурсиях на предприятие зарабатывает больше миллиона рублей в год. Но самое главное - с их помощью меняется отношение людей к производству и его продукции.

Так, Лариса Малофеева, менеджер по развитию промышленного туризма с Выксунского металлургического завода, рассказала: если поначалу стояла задача хотя бы изменить отношение к профессии металлурга, то сейчас проект стал явлением культуры в городе, в котором каждый третий работает на этом предприятии. И, казалось бы, не очень подходящий для экскурсий завод сумел не только организовать три уникальных экскурсионных маршрута, связанных с производством колес для железной дороги, стали и труб, но и развивать целый индустриально-туристский парк «Баташев», в который войдет множество интересных объектов.

Стремиться есть к чему: объем мирового рынка промышленного туризма превышает 8 млрд евро, а только в Европе 86% предприятий практикуют это направление, поскольку оно поддерживается властями и завязано на получении налоговых льгот. «Предпочтения современного туриста очень разнообразны, и надо по-максимуму стараться им соответствовать, - говорит глава департамента туризма Ярославской области Юлия Рыбакова. - Промышленный туризм, в частности, очень интересен молодежи - старые заводы, гидроэлектростанции, депо и прочие объекты вызывают у нее любопытство. И одна из наших задач - «упаковать» их таким образом, чтобы получился конечный туристический продукт».

Что касается Петербурга, где кроме заводов и фабрик есть на что посмотреть, но и здесь, например, «в теме» Ломоносовский императорский фарфоровый завод. Он приглашает желающих на мастер-классы, которые пользуются большим успехом. А пивоваренная «Балтика» систематически проводит экскурсии на своем производстве.


#предприятия #туризм #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (6731) от 31.07.2020 под заголовком «Как закаляется сталь...».


Комментарии