Рост на Востоке и стабильность на Балтике: как меняется карта грузопотоков российских портов

Грузооборот российских морских портов из‑за санкционного давления хоть немного и снизился, но не так заметно, как можно было ожидать при масштабном перераспределении грузовых потоков, далеко не во всех портах страны и не по всем позициям. В минувшем году отрасль по большому счету преодолела сложные тенденции. Результаты работы в первом полугодии 2025‑го об этом прямо свидетельствуют.

Рост на Востоке и стабильность на Балтике: как меняется карта грузопотоков российских портов | ФОТО Timelab on Unsplash

ФОТО Timelab on Unsplash

По данным Ассоциации морских торговых портов, суммарный объем грузоперевалки за отчетный период составил 425,2 млн тонн. Это на 5,4 % меньше, чем за январь — июнь 2024‑го, отмечают представители ассоциации.

Практически на такую же величину данный показатель снизился в экспортном сегменте. Каботажный грузопоток, то есть доставка грузов между морскими портами страны, тоже несколько уменьшился. Перевалка импортных грузов держится почти на одном уровне (плюс 1,1 %). За минувшее полугодие она составила 20,9 млн тонн. А транзит грузов, перевозимых морским путем, при этом вырос почти на 6 %, достигнув 36,4 млн тонн.

Грузооборот морских портов России просел, в годовом исчислении лишь на 2,3 %, что при нынешнем положении дел можно считать успехом. К концу текущего года показатели по обработке экспортных и каботажных грузов (на фоне стабилизации импортного грузопотока и прироста транзита), скорее всего, тоже удастся улучшить.

Между тем снижение грузо­оборота в минувшем полугодии наблюдалось не во всех морских бассейнах страны. Больше всего этот процесс затронул Каспий, чему есть объективные причины. Через пару лет, когда станет ощущаться отдача от российско-­иранского проекта по совместной постройке судов класса река — море, грузооборот в этом бассейне вырастет.

А вот Балтики нежелательная тенденция коснулась в меньшей степени. «Морской» грузопоток там уменьшился в сопоставимых временных отрезках лишь на 3,2 %, до 135,8 млн тонн. Объем перевалки сухих грузов даже несколько вырос, до 63,6 млн тонн. А Большой порт Санкт-Петербурга вообще в целом демонстрирует позитивную динамику (плюс 2,2 %). Петербургские портовики, которым улыбается фортуна, обработали за это время 28,1 млн тонн груза.

Ситуация в портах Дальнего Востока тоже вполне благоприятная. Общий объем перевалки там вырос в первом полугодии на 1,7 %, до 119 млн тонн. Такие данные прозвучали на одной из сессий Восточного экономического форума-2025. Там же эксперты отметили, что повлиять на достижение данного показателя удалось благодаря меняющейся рыночной конъюнктуре. А также развитию в рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система» инфраструктуры в портах Восточный, Корсаков и Анадырь этого макрорегиона.

Такая работа в Дальневосточном бассейне проходила, впрочем, и прежде. Например, в порту Владивостока год назад был введен в строй терминал «Суходол», что прирастило его мощности на 7,5 млн тонн. Новые терминалы, обеспечившие прирост мощностей, появились также в морских портах Эльга и Ванино (Хабаровский край). А на Камчатке скоро будет введен в строй морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа (СПГ-комплекс).

Что же касается номенклатуры поставок, то здесь складывается следующая картина. Почти половина всего грузопотока по‑прежнему приходится на сухие грузы (204,4 млн тонн). В основном это каменный уголь, применяемый для генерации электро­энергии, и кокс, широко используемый в металлургии. Перевалка по этим позициям выросла на 0,6 %, до 95,7 млн тонн, по сравнению с тем же полугодием минувшего года. Более активно, чем преж­де, растет и грузопоток железной руды (плюс 37,5 %). Позитивные тренды специалисты наблюдают также в отношении черных металлов, минеральных удобрений (по итогам года они могут занять второе место по объему перевалки) и грузов, перевозимых на морских паромах.

А вот контейнерные перевозки, напротив, несколько снизились (на 1,3 %) после уменьшения ввоза контейнеров из Китая, как и экспорт российских зерновых. Немного «просели» в январе — июне нынешнего года и наливные грузы. Но опять же не по всему спектру перевалки: сжиженный газ и химические удобрения демонстрируют рост.

Объемы обработки СПГ в морских портах России растут пусть и немного медленнее, чем в прошлом году, но довольно уверенно. А на увеличение грузопотока химических грузов повлиял ввод нового терминала по отгрузке жидкого аммиака и карбамида в порту Усть-Луга (Ленобласть). Подобные терминалы планируется ввести также в портах Тамань (Керченский пролив) и Находка (Японское море). 

Читайте также: 

Корабелы ОСК представили своё видение Стратегии развития производственной системы судостроения

Мостик в будущее. ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова готовит экипажи ледоколов на уникальном тренажёре


#Грузооборот #порт #рост

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (7989) от 10.09.2025 под заголовком «Кому улыбается фортуна».


Комментарии