Российские речные круизы бьют рекорды: пассажиров стало больше на 11%

Количество круизных пассажиров на российских реках в навигацию нынешнего года выросло по сравнению с 2024‑м примерно на 11 % и превысило полмиллиона человек. Больше всего радует специалистов то, что наши граждане стали планировать такие туры заранее, а среди пассажиров круизных судов становится все больше людей молодых и семейных.

Российские речные круизы бьют рекорды: пассажиров стало больше на 11% | ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

Как сейчас выглядит это направление туризма в России? По словам соруководителя комитета Российского союза туриндустрии (РСТ) по круизам Светланы Гончаровой, в настоящее время протяженность внутренних вод­ных путей в стране составляет около 101 тыс. км — они охватывают территорию 37 субъектов РФ. Но наиболее популярны путешествия на Северо-Западе, в Центральном и Поволжском регионах, на которые приходится около 80 % водных туров. Два десятка круизных компаний в нынешнюю навигацию организовали более чем 100 маршрутов, которые обслуживали 110 лайнеров (семь из них работали в Сибири, а остальные — в европейской части страны) общей вместимостью более 25 тыс. мест.

По экспертной оценке, в рамках навигации (у круизеров она длится с конца апреля по конец ноября) все лайнеры отрасли «пробегают» более 2,6 млн км, таким образом обходя во время рейсов вокруг Земли примерно 65 раз. Чаще всего в речные круизы россияне отправляются в июле-августе, а самой многочисленной группой пассажиров остаются люди в возрасте от 60 лет. «Однако в последнее время спрос смещается в сторону более молодых, — отмечает Гончарова. — Так, в этом сезоне около 11 % пассажиров речных круизов — дети до 18 лет, процент 18 – 40‑летних вырос до 14, а количество туристов в возрасте от 40 до 60 лет достигло трети от их общего числа». Причем намного чаще, чем раньше, в такие поездки по воде стали отправляться целыми семьями. «Сейчас отрасль растет в объемах не за счет прежних постоянных клиентов, а благодаря новым, по достоинству оценившим комфорт и удобство путешествий на судах, — говорит глава крупного отечественного круизного центра Андрей Михайловский. — С учетом этого операторы уже предлагают продукт, рассчитанный на туристов разного возраста и интересов».

Росту спроса на направлении способствует появление не только новых, ориентированных на семейных пассажиров, круизных программ, но и новых причалов. По данным Росморречфлота, за последние десять лет на реках и водохранилищах европейской части России было построено более 20 современных причалов для круизного флота. А в общей сложности сегодня на внутренних водных путях в рабочем состоянии находится около 200 причалов, что позволяет делать программы круизов более разнообразными. Это в свою очередь ведет и к росту уровня средней загрузки теп­лоходов: в навигацию 2025 года операторы круизов уверенно говорят о его повышении на 8 – 10 % — до 90 %. Радует организаторов и такой важный параметр, как возвратность туристов. По словам специалистов, в настоящее время она достигает 85 – 90 % — как минимум восемь из десяти человек, один раз отправившись в речной круиз по России, возвращаются к этому виду отдыха снова. Причем теперь россияне покупают круизы загодя: на нынешний год более половины туров были проданы в рамках раннего бронирования, тогда как в 2022‑м этот показатель едва превышал треть.

Почему растет спрос в то время, как цена на такие путешествия остается достаточно высокой? Да, стоимость суток в речном круизе кусается. Как правило, она стартует с 5 тыс. рублей и растет в зависимости от уровня комфорта лайнера и каюты. Интересно, что спрос на премиальные каюты (включая как теплоходы соответствующего уровня, так и более дорогое размещение на стандартных судах) в последние пару лет вырос почти вдвое. «Когда‑то в круизы отправлялась специфическая категория туристов, для которых комфорт был не важен, — отмечает Андрей Михайловский. — Теперь круизное судно уже не воспринимается как транспорт — для многих путешественников это прежде всего плавучая гостиница. И люди ждут уровня сервиса, аналогичного отельному».

Но могут ли наши лайнеры, многим из которых уже за 50 лет, его обеспечить? Могут.

Дело в том, что действующие круизные суда постепенно капитально модернизируют. И фактически от «старичка» остается только корпус: обновление инфраструктуры судна достигает 70 %, поскольку меняется вся гостиничная часть теплохода и его инженерные коммуникации. За это, кстати, приходится платить сокращением числа пассажирских мест — в последние годы при том же количестве судов в целом по стране оно снизилось на 30 %. Что и дает основания утверждать: большинство наших лайнеров современные и удобные. «Каюты и их начинка, интерьеры и общественные помещения, рестораны и бары заново создаются в таком формате, чтобы люди, имеющие представление о современном отдыхе, получили именно то, чего ожидают», — говорит, в частности, Андрей Михайловский.

Тем не менее появятся в отрасли и новые суда. С 2012 года в России построено 6 новых круизных теплоходов общей вместимостью немногим более тысячи мест. А в ближайшие два года планируется ввод в эксплуатацию еще пяти новинок на тысячу мест. Уже имеющегося и вновь прибывающего флота вполне должно хватить и в перспективе: суда, которые ранее работали для иностранных туристов, сейчас пере­ориентированы на россиян. И за последние три года количество круизных туристов среди них выросло почти на треть. Однако эксперты полагают, что после пиковых прошлой и нынешней круизных навигаций этот сегмент туристического рынка ждет некоторое охлаждение. И так быстро, как раньше, в количественном отношении он расти не станет.

Что и подтверждает статистика. В Петербурге, к примеру, число речных круизных туристов, как и количество судозаходов лайнеров, в этом году оказалось лишь на несколько процентов больше прошлогоднего. И единственное, что существенно отличает навигацию 2024 года от нынешней, — продолжающийся переток круизного пассажиропотока на Речной вокзал, который расположен ближе к центру города и более удобен для туристов.

Читайте также:

Электрофлот столицы. В Москве растёт популярность речного электротранспорта

210 дней на воде. В Северной столице завершается навигация по рекам и каналам


#туризм #круизы #навигация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (8042) от 25.11.2025 под заголовком «65 раз вокруг Земли».


Комментарии