Российские полярники возвращаются домой из экспедиции на Антарктиду
Четыре десятка полярников, покинувших недавно Антарктиду, возвращаются в Петербург. Это зимовочный состав станций «Мирный» и «Прогресс», задействованный в выполнении программы 66-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ), а также участники сезонной экспедиции, работавшие на станции «Русская». Научно-экспедиционное судно «Академик Трешников» с полярниками на борту, пополнив запас продуктов и топлива в чилийском порту «Пунта-Аренас», пересекло 60-ю параллель южной широты, завершив тем самым антарктическую часть своего рейса. Домой оно прибудет, как ожидается, 23 апреля.
Фото Льва Федосеева/ТАСС
Подготовка оборудования и специалистов к 66-й РАЭ проходила весной прошлого года в особых условиях, когда вовсю бушевала пандемия. И перед Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ), организатором этих экспедиций, встала непростая задача: гарантированно обезопасить от проникновения вируса на суда, отправлявшиеся к месту зимовки, на Шестой континент (до недавних пор это был единственный на земле материк, избежавший коронавируса) и полярные станции.
Перед выходом в море команду РАЭ, подобранную с учетом рекомендаций Роспотребнадзора и Международного совета управляющих национальных антарктических программ, тщательно проверили и отправили на обсервацию. Поэтому «Академик Трешников» вышел из Петербурга позже обычного (15 ноября), с двухнедельным опозданием, и к Южному полюсу отправились не все члены этой команды: несколько человек, у которых был выявлен ковид, остались лечиться.
Соответственно, некоторые полярники, рассчитывавшие вернуться на этом судне домой, не смогли этого сделать и остались на станции «Мирный», ожидая прихода следующего. Кроме того, из-за пандемии состав сезонной экспедиции пришлось свернуть до минимума, а программу исследований переверстать. Во всем остальном экспедиция проходила в штатном режиме. Не считая того, что врачам забот нынче прибавилось: они обследовали полярников и в пути с использованием тест-систем, и на самих станциях в биохимических лабораториях.
В начале января нынешнего года судно с 32 зимовщиками на борту (кроме них в рейс вышли одиннадцать членов вертолетного отряда и девять участников Белорусской антарктической экспедиции) прибыло на станцию «Прогресс» в бухту Тала. «Трешников» разгрузил там около тысячи тонн грузов, включая продукты и комплектующие для нового зимовочного комплекса станции «Восток» (атомный лихтеровоз «Севморпуть», который должен был доставить туда сам новый модуль, по ряду причин сделать этого не смог).
А в середине января группа полярников прибыла на станцию «Мирный». Кроме специалистов судно доставило к месту зимовки продукты для 66-й РАЭ (причем двигаться ему приходилось в довольно сложных ледовых условиях), стройматериалы, дизельное топливо, авиационный керосин и многое другое.
Затем «Академик Трешников» выполнил переход от сезонной полевой базы «Русская» к станции «Беллинсгаузен», доставив туда новый дизель-генератор с комплектом запчастей и две емкости с дизтопливом. Параллельно судно с 36 полярниками на борту, которых сменили прибывшие, выполняло программу наблюдений в проливах Брансфилд и Дрейка. Эти работы, проводившиеся с помощью судового зондирующего комплекса и направленные на исследование структуры водных масс, также имеют большое научное значение.
«Океанографические разрезы с отбором проб на стандартных горизонтах были сделаны в море Дейвиса, – отмечается в официальном сообщении ААНИИ. – Особый интерес для науки представляют и материалы, собранные в проливе Брансфилд. Данные о температуре, солености воды и результаты гидрохимических измерений ученые используют для исследования структуры Антарктического склонового фронта, структуры и циркуляции вод, а также для построения глобальных климатических моделей».
КСТАТИ
В работе 66-й РАЭ участвуют также научно-исследовательское судно «Академик Александр Карпинский», принадлежащее «Росгеологии», которое выполняет в Южном океане комплекс геолого-геофизических работ, и научно-экспедиционное судно «Академик Федоров». Последнее отправилось на Шестой континент 20 января 2021 г., имея на борту 64 участника РАЭ, девять вертолетчиков и около тысячи тонн грузов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности полярных антарктических станций. Судно вернется в Петербург предположительно 3 июня этого года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 54 (6892) от 30.03.2021 под заголовком «На Южный полюс и домой».
Комментарии