Российская молодежь рассказала о своих ценностях и приоритетах

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса о ценностях и приоритетах в молодежной среде.

Российская молодежь рассказала о своих ценностях и приоритетах | ФОТО Pexels

ФОТО Pexels

Молодежь — особая социальная группа, которую отличает высокий уровень социальной мобильности, формирование жизненных ценнос­тей и приоритетов, активный поиск своего места в жизни. Особенностью последних лет и месяцев явилось специфическое сочетание глобализации и изоляционизма. В таких условиях представляет особый исследовательский интерес то, как это отразилось или не отразилось на молодежи.

Подавляющее большинство молодых россиян 14 – 35 лет сегодня идентифицируют себя как граждане РФ — 83 % (-7 п. п. к 2021 г.). В разных возрастных молодежных группах доминируют разные виды идентичности, среди 14 – 17‑летних — национальная (30 %); среди 18 – 24‑летних — 38 % идентифицируют себя в первую очередь как «гражданин мира»; религиозная идентичность преобладает у 25 – 29‑летних (36 %), в старшей молодежной группе 30 – 35 лет наряду с религиозной (44 %) доминирует и гражданская (42 %).

Три из четырех молодых людей в РФ хорошо знают историю своей страны (76 %) и историю своей семьи (73 %). Признались, что плохо осведомлены об истории России, 20 %, или каждый пятый, а об истории своей семьи — 24 %, каждый четвертый. Показатели остаются высокими во всех возрастных группах молодежи, наиболее высокий уровень знаний о стране приходится на группу 18 – 24 лет — 80 %, а о семье — на группу 14 – 17 лет — 79 %. В младшей молодежной группе сохраняется на высоком уровне авторитет старших членов семьи — родителей, бабушек и дедушек, 57 % стараются прислушиваться к их мнению и отмечают, что советы родных во многом помогают им.

Среди молодежи в целом показатель составляет 44 %, треть (32 %), напротив, отмечают, что взгляды представителей старших поколений устарели и вряд ли могут помочь с выбором правильных решений. При этом 91 % нашей молодежи признают важность поддержания теплых отношений со всеми членами семьи (сумма ответов «важно» и «скорее важно»).

В структуре ценностных ориентаций российской молодежи первое место занимают ценности семейные: по 97 % назвали важными здоровье членов семьи и ее безопасность, 96 % — отношения в семье; 95 % — материальное положение семьи. Далее следует группа ценностей, характеризующих условия по месту проживания: инфраструктура в месте проживания (94 %) и возможности для достижения поставленных целей (94 %), экологическая ситуация (90 %). Экономическая ситуация в стране важна для 89 %, полноценный досуг — 83 %. В меньшей степени значимыми для молодых россиян оказались ценности личностного развития: перспективы продвижения по карьерной лестнице звучат в ответах 81 %, социальный статус — 72 %, творческая самореализация — 71 %. Нижние строки списка ценностных ориентиров заняли ценности социальные — участие в общественной и политической жизни (52 %), участие в волонтерской и добровольческой деятельности, помощь другим людям (49 %).

Важность ценности здоровья подтверждают и следующие данные: 65 % молодежи внимательно относятся к своему здоровью, треть признались в обратном (33 %). Максимум следящих за здоровьем отмечен в младшей молодежной группе 14 – 17 лет — 74 %.

Топ-3 жизненных ориентиров российской молодежи на сегодняшний день — это высокий уровень благополучия (58 %); жить спокойно, работая и заботясь о семье (54 %), а также возможность приносить пользу своему народу, обществу, активно участ­вуя в общественной и полити­ческой жизни (26 %). Высокий уровень благополучия наиболее актуален для 18 – 24‑летних (64 %), в этой же группе каждый третий отметил желание приносить пользу обществу и своему народу (34 %). 


#опрос #ВЦИОМ #молодежь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (7325) от 23.12.2022 под заголовком «Ценности молодежи».


Комментарии