2Vtzqv4Hz9U

Россияне все чаще становятся жертвами мошенничества в Интернете

Недавно одна из международных компаний, специализирующихся на предотвращении кибератак, опубликовала данные о мошенничестве при покупке авиабилетов: за последние месяцы в России обнаружено более ста интернет-сайтов, с помощью которых преступники не без успеха пытались выудить у потенциальных пассажиров деньги. Хотя эти и другие ресурсы быстро обнаруживают и блокируют, количество пострадавших уже исчисляется сотнями.

Россияне все чаще становятся жертвами мошенничества в Интернете | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

По словам руководителя направления этой компании Якова Кравцова, в последние 1,5 - 2 месяца наблюдается бум создания фишинговых и мошеннических ресурсов, связанных с продажей билетов: если в конце июля их было три десятка, то в середине августа - уже около сотни. Помимо них в связи с ростом спроса на поездки появились самые разнообразные интернет-сайты, которые предлагают забронировать номера в популярных отелях, взять в аренду автомобиль и т. д. И даже помочь с возвратом авиабилетов на рейсы известной российской авиакомпании. Эксперты сразу предупреждают: если вам предлагают умопомрачительные скидки или услуги, которых ни у кого больше нет, прикрываясь громкими рыночными именами, но одновременно просят оплатить сразу всю сумму, ждите подвоха.

Аналогичный процесс наблюдается и в сфере туризма. Например, глава управляющей компании сетей отелей «Ателика» и «Дивный Мир» Алексей Высоканов уже заявил о том, что в этом сезоне «резко увеличилось число инцидентов, связанных с сайтами-подделками». Когда мошенники, играя на желании людей сэкономить, собирают с туристов деньги за несуществующие брони в гостиницах и с ними исчезают. Подтверждает тенденцию и вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России (ФРИО) Вадим Прасов: по его оценке, киберпреступники пользуются тем, что за период карантина россияне привыкли к дистанционным операциям и стали им больше доверять. А поскольку при бронировании курортных отелей речь, как правило, идет о достаточно существенных суммах, это особенно привлекает мошенников. Эксперты уверены: новая акция по реализации туров по России со скидками обязательно вызовет и желание «навариться» на ней со стороны нечистых на руку людей. И предупреждают, что воспользоваться таким инструментом можно только по единственному адресу.

Но тема эта, конечно, не нова. Еще в 2018-м использование поддельных сайтов, к примеру, привело в России к ущербу 120 млн рублей. В прошлом году свыше 700 человек пострадали на сумму более 56 миллионов. По данным международной компании, несколько лет подряд появляются клоны интернет-сайтов ряда отелей Сочи, с аналогичными проблемами периодически сталкиваются и объекты размещения в Абхазии, Крыму и Карелии. Причем зачастую сайты предлагают несуществующие в реальности поездки: из семи заблокированных в Крыму в прошлом году мошеннических сайтов пять продавали туры в виртуальные пансионаты.

Как не попасться на удочку мошенников? Ведь они создают интернет-ресурсы, как две капли воды похожие на настоящие. Тексты, картинки, реклама (и даже отзывы отдыхающих) - все как в оригинале. И завлекают предложениями, от которых трудно отказаться... Разница заключается в «мелочах». Например, в интернет-адресе одна из букв может быть заменена на другую (i на j, к примеру), появляется лишний дефис или подчеркивание. Но самое главное - мошенники предлагают услуги (билеты, размещение и т. д.) по очень «вкусной» цене. И тут же просят оплатить как минимум 50% суммы. Когда деньги уходят по назначению, выясняется, что перевод осуществлен так, что никаких документов по этому поводу нет, а в выбранной гостинице (если она вообще существует) или авиакомпании слыхом не слыхивали о бронировании на имя заплатившего за услугу клиента. Увы, случаев, когда подобных махинаторов в России поймали за руку и привлекли к уголовной ответственности, практически нет. А значит, и «уплывшие» в их руки деньги вернуть не удается.

А вот способ оградить себя от обмана мошенников известен. Во-первых, при бронировании услуг в Интернете стоит пользоваться сервисами только проверенных компаний. Причем тщательно, буква за буквой и символ за символом, проверяя их интернет-адреса даже в том случае, если делаете это не в первый раз. Во-вторых, не поддаваться на «супервыгодные» предложения с умопомрачительными скидками: в реальности даже в лучшем случае они не превышают 10 - 15% от номинала. А в-третьих, надо обязательно изучать отзывы тех, кто уже имел с таким продавцом дело. И если хотите убедиться в наличии той или иной услуги, нелишним будет позвонить (написать, сообщить) прямому их поставщику по контактам, которые всегда имеются на официальном сайте.

#мошенничество #пассажиры #интернет #авиабилеты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 154 (6752) от 31.08.2020 под заголовком «Фальшивая бронь».


Комментарии