Россияне рассказали о своем опыте совместного потребления товаров и услуг
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса россиян об опыте совместного потребления товаров и услуг.
Фото: Pixabay
В мире активно набирает обороты экономика совместного потребления, или шеринг-экономика. Более половины россиян в той или иной степени знакомы с возможностью совместного потребления различных товаров и услуг (56 %). В силу того что коллективный доступ к продукту предоставляется через онлайн-сервисы, общая информированность о шеринге выше у активных пользователей Интернета (66 % против 32 % среди активных телезрителей).
Опыт совместного потребления есть у 26 % россиян, знакомых с данной услугой (или 14 % от всех россиян). Типичный пользователь шеринг-экономики сегодня — молодой человек 25 – 34 лет (43 %), чаще мужчина (30 %), имеющий высшее образование (33 %), с хорошим материальным положением (34 %), проживающий в одной из столиц или городе-миллионнике (48 – 39 %), активно пользующийся Интернетом (36 %). Среди хорошо осведомленных о совместной экономике имеют реальный опыт совместного потребления 55 %. Самыми продвинутыми оказались жители Северо-Западного федерального округа: 38 % от числа осведомленных о совместном использовании практиковали его, что в полтора раза выше общероссийского уровня.
Наиболее востребован среди наших сограждан прокат автомобилей (каршеринг) — у 40 % от числа практикующих совместную экономику, но в пересчете от общего числа опрошенных это всего 6 %. То есть рынок каршеринга в России имеет большой потенциал к дальнейшему росту, как и рынки совместного пользования других товаров и услуг в целом. Вторую и третью строчки также занимает транспорт — самокаты, или кикшеринг (22 % от числа практикующих совместное потребление и 3 % от населения), и велосипеды, или велошеринг (12 % от целевой аудитории и 2 % от числа россиян).
Типичные пользователи каршеринга в России — мужчины (45 %), граждане среднего возраста (59 % среди 35 – 44‑летних), москвичи и петербуржцы (59 %). Велосипеды чаще арендуют женщины (22 % vs 5 % среди мужчин) и жители городов-миллионников (26 %), а самокаты — молодежь 18 – 24 лет (55 %) и жители городов поменьше (500 – 950 тыс. человек — 43 %).
Бытовой прокат в наши дни не распространен — строительные инструменты арендовали 8 % практикующих совместное использование, спортивный инвентарь и одежду — 4 %, бытовую технику — 3 %. Почти не пользуется спросом и шеринг недвижимости (3 %). От общего числа наших сограждан — это всего 1 % и меньше.
Абсолютное большинство россиян, имеющих опыт совместного потребления, отзываются о нем положительно (90 %). Основные преимущества данной услуги, по мнению россиян, — экономия денежных средств (45 %) и удобство (40 %). Далее следуют доступность и возможность разового использования (15 и 13 %, соответственно). Лишь 4 % россиян высказываются о совместном потреблении отрицательно (в группе практиковавших его), 6 % — безразлично.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (7221) от 29.07.2022 под заголовком «Арендовать или покупать?».
Комментарии