Родник в бутылке. Для чего нужна маркировка питьевой воды?

О перипетиях, поджидающих наших молочников с введением обязательной маркировки готовой продукции, мы в нашей рубрике говорили ровно неделю назад. С какими неожиданностями предстоит встретиться производителям питьевой воды - той, что называют бутилированной, - пока неизвестно. Эксперимент в этой сфере только начинается.

Родник в бутылке. Для чего нужна маркировка питьевой воды? | Фото: Pixabay / congerdesign

Фото: Pixabay / congerdesign

Сколько стоит «Честный знак»

О необходимости обязательной маркировки питьевой воды заявил глава Ростеха Сергей Чемезов еще в июле прошлого года. Причем сделал он это на официальной встрече с президентом страны, сообщив тому, что вода - самая подделываемая в стране продукция. В среднем доля фальсификата составляет 25 - 30%, а в отдельных регионах доходит и до 80%.

Участие Ростеха в вопросах маркировки совсем не случайно. Напомним, что российским оператором всей ее системы (с именем собственным - «Честный знак») является Центр развития перспективных технологий - ЦРПТ. У истоков создания этой частно-государственной организации стояли миллиардер Алишер Усманов и упомянутая госкорпорация «Ростех».

«Честным знаком» в стране уже маркируют табак, обувь, лекарства. Из продовольственных товаров «первопроходцами» должны стать молочная продукция и питьевая вода.

С главой Ростеха отчасти согласен Роспотребнадзор - да, мол, фальсификат на рынке питьевой и минеральной вод имеет место. Но он не столь катастрофичен. Проведя масштабную проверку рынка, Роспотребнадзор исследовал 24 тысячи проб и пришел к выводу, что доля фальсификата не превышает 1,5%, а доля контрафакта едва дотягивает до 1%.

За эти выводы ухватился Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (входящие в союз компании выпускают 70% напитков/воды в России). У его экспертов были свои расчеты, озвученные президентом союза Максимом Новиковым: «Общая стоимость не соответствующей требованиям воды не превышает 3,5 миллиарда рублей. Затраты же участников на введение системы маркировки составят только для производителей около 40 миллиардов рублей».

Введение обязательной маркировки приведет к тому, о чем предупреждают и молочники, - к повышению розничных цен на конечный продукт. При этом «Честный знак», скорее, ударит по честному бизнесу, чем по фальсификату...

Но, справедливости ради, такого активного противостояния введению маркировки, какое демонстрируют молочники, у производителей воды нет. Может быть, время еще не пришло - эксперимент-то в зачаточном состоянии. Может быть, потому, что у контролирующих организаций, работающих исключительно с водой, к этой продукции все-таки немало претензий.

Есть, например Главный испытательный центр питьевой воды. Его сотрудники признавались: контрафакта на рынке очень много - и питьевой воды, и минеральной. Под раскрученные бренды разливают водопроводную воду, а на этикетке пишут, что из скважины. И только в лаборатории можно определить, откуда водица.

Говорят еще, что много на рынке товаров-имитаторов, когда подделывается не продукт, а товарный знак. Например, слово «Ессентуки» на этикетке пишется с одной буквой «с». А сама упаковка похожа на оригинал как... две капли воды.

Правительство своим постановлением от 27 марта нынешнего года утвердило эксперимент «по маркировке средствами идентификации упакованной воды». Старт эксперименту был дан 1 апреля. Финишная дата - 1 марта 2021 года.

В перечень подлежащих маркировке продуктов войдут товары под кодом ТН ВЭД 2201. Кто еще не знает: ТН ВЭД - это классификатор товаров, применяемый таможней и участниками внешнеэкономической деятельности. За цифрами «2201»: «Воды, включая природные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ; лед и снег».

Нет, нам не привиделось - черным по белому: лед и снег!.. Хотя что же тут удивительного, это тоже вода, только в твердом состоянии, и она тоже может быть товаром. Но в постановлении правительства сделана сноска-ремарка: «За исключением льда и снега». То есть «твердая вода» маркировке не подлежит.

Сегодня из пяти стран, входящих в Евразийский экономический союз, маркировка воды введена только в Армении. Она обязательна, если продажа осуществляется на территории этой страны.

Для лечения и жаждоутоления

У бутилированной воды история давняя. Еще в XVIII веке владельцы тогдашних курортов с целебными источниками обнаружили, что получать неплохой доход можно, отправляя воду жаждущим на дальние расстояния. Та водица продавалась в керамических баночках, фарфоровых сосудах. Первыми разливать минералку в стеклянные бутылки начали США в 1760-х годах.

История знаменитой на всю Европу воды Evian насчитывает без малого два столетия. Причем в течение первого столетия воду эту разливали исключительно в глиняную посуду и только в начале ХХ века перешли на стекло. В то же время началась история другой знаменитой французской воды Perrier. Местный доктор Луи Перье приобрел источник, известный целебными свойствами со времен Римской империи. В России предприимчивые деятели пытались перевозить воду из Боржоми и Кисловодска еще в середине XIX века...

В том же XIX веке в некоторых странах производители начали выпускать бутилированную питьевую воду - обычную, но прошедшую очистку. Воду для жаждоутоления. Спрос на нее в городах оказался достаточно высоким, поскольку водопроводная вода была крайне низкого качества и народ страдал от кишечных инфекций.

Потом была придумана технология очистки водопроводной воды. Приобретать обычную бутилированную воду почти перестали. Активно продавалась лишь лечебная, минеральная.

Но тридцать лет назад, в начале 1990-х годов, в отрасли произошла настоящая революция. Свою питьевую воду на рынок вывели такие гиганты, как PepsiCo, Nestle и Coca-Cola. После чего бутилированная питьевая вода заняла достойное место среди продовольственных товаров.

В России впервые ее стали выпускать в 1994 году на небольшом производстве под Костромой. С развитием ПЭТ-тары и необходимости попить/поесть на ходу питьевая вода в бутылках становится все популярнее.

Аналитики подсчитали: в мире ежегодно продается 460 миллиардов литров бутилированной воды. Самый активный «водохлеб» - Китай, жители которого ежегодно покупают 80 млрд литров. На втором месте - США (45 млрд л). Следующие позиции занимают жаркие страны - Мексика, Индонезия, Бразилия, Индия, Таиланд.

Замыкают десятку лидеров благополучные европейцы - Германия (12 млрд л), Италия (11 млрд л) и Франция (9 млрд л). Спрос на воду в бутылках там стабильно высок, даже несмотря на высокое качество водопроводной воды.

Из-под крана, по ГОСТу

О состоянии российского рынка бутилированной питьевой и минеральной воды сообщила недавно исследовательская компания NeoAnalytics. Вот выдержки из ее отчета.

В 2019 году по всем показателям наблюдалась поступательная динамика. Объем рынка составил 26,3 млрд литров, увеличившись на 29%. В структуре производства доля питьевой воды, в том числе газированной, составляет 61,5%. Доля минеральной - 38,5%.

На экспорт Россия отправила 3,6 млрд литров. Основная часть ушла в Казахстан, на Украину и в Белоруссию. Доля импорта - не более 1%. В основном Россия импортирует бутилированную воду премиум-класса, находящуюся в дорогом ценовом сегменте. Ведущие поставщики - Грузия, Франция и Италия.

Вода «артезианская», «ледниковая», «талая», «горная»... Какими только надписями не заманивают изготовители! Хотя на поверку оказывается, что многие «ледниковые» и «талые» не более чем маркетинговая уловка. И если этикетку читать «в подробностях», то не исключено увидеть там такую строчку: «Вода водопроводная высокой степени очистки».

Кстати, далеко не все производители скрывают, что их водица «из-под крана». Дело в том, что существует ГОСТ 32220-2013 «Вода питьевая, расфасованная в емкости», допускающий использование воды - цитата: «из централизованной системы водоснабжения, прошедшей водоподготовку перед разливом в емкости и с измененными санитарно-химическими характеристиками исходной воды».

Специалисты из Главного испытательного центра питьевой воды убеждают: если взять обычный бытовой фильтр кувшинного типа и пропустить через него водопроводную воду, то получится продукт того же качества, что и покупная вода, произведенная по ГОСТу.

Но мало кто откажется от покупки водички в летнюю жару. Тогда нелишним будет прислушаться к советам все тех же знатоков.

* Обращайте внимание на то, как вода хранится в магазине. Если стоит на солнце, нагревается, то лучше от покупки отказаться. При нагревании из пластика в воду могут перейти ядовитые вещества.

* Стеклянные бутылки надежнее пластиковых.

* Водопроводная вода, пусть и очищенная, будет дешевле той, что добыта из глубоководных источников.

* Бутылка с элементами декора, штамп на крышке и оригинальные шрифты на этикетке говорят о серьезном отношении производителя к своему бренду. Обычно и к качеству воды он относится так же.

#маркировка #вода #правила

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (6699) от 15.06.2020 под заголовком «Родник в бутылке».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 Августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 Августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 Августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 Августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 Августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 Июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 Июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 Июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 Июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.