Родник в бутылке. Для чего нужна маркировка питьевой воды?

О перипетиях, поджидающих наших молочников с введением обязательной маркировки готовой продукции, мы в нашей рубрике говорили ровно неделю назад. С какими неожиданностями предстоит встретиться производителям питьевой воды - той, что называют бутилированной, - пока неизвестно. Эксперимент в этой сфере только начинается.

Родник в бутылке. Для чего нужна маркировка питьевой воды? | Фото: Pixabay / congerdesign

Фото: Pixabay / congerdesign

Сколько стоит «Честный знак»

О необходимости обязательной маркировки питьевой воды заявил глава Ростеха Сергей Чемезов еще в июле прошлого года. Причем сделал он это на официальной встрече с президентом страны, сообщив тому, что вода - самая подделываемая в стране продукция. В среднем доля фальсификата составляет 25 - 30%, а в отдельных регионах доходит и до 80%.

Участие Ростеха в вопросах маркировки совсем не случайно. Напомним, что российским оператором всей ее системы (с именем собственным - «Честный знак») является Центр развития перспективных технологий - ЦРПТ. У истоков создания этой частно-государственной организации стояли миллиардер Алишер Усманов и упомянутая госкорпорация «Ростех».

«Честным знаком» в стране уже маркируют табак, обувь, лекарства. Из продовольственных товаров «первопроходцами» должны стать молочная продукция и питьевая вода.

С главой Ростеха отчасти согласен Роспотребнадзор - да, мол, фальсификат на рынке питьевой и минеральной вод имеет место. Но он не столь катастрофичен. Проведя масштабную проверку рынка, Роспотребнадзор исследовал 24 тысячи проб и пришел к выводу, что доля фальсификата не превышает 1,5%, а доля контрафакта едва дотягивает до 1%.

За эти выводы ухватился Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (входящие в союз компании выпускают 70% напитков/воды в России). У его экспертов были свои расчеты, озвученные президентом союза Максимом Новиковым: «Общая стоимость не соответствующей требованиям воды не превышает 3,5 миллиарда рублей. Затраты же участников на введение системы маркировки составят только для производителей около 40 миллиардов рублей».

Введение обязательной маркировки приведет к тому, о чем предупреждают и молочники, - к повышению розничных цен на конечный продукт. При этом «Честный знак», скорее, ударит по честному бизнесу, чем по фальсификату...

Но, справедливости ради, такого активного противостояния введению маркировки, какое демонстрируют молочники, у производителей воды нет. Может быть, время еще не пришло - эксперимент-то в зачаточном состоянии. Может быть, потому, что у контролирующих организаций, работающих исключительно с водой, к этой продукции все-таки немало претензий.

Есть, например Главный испытательный центр питьевой воды. Его сотрудники признавались: контрафакта на рынке очень много - и питьевой воды, и минеральной. Под раскрученные бренды разливают водопроводную воду, а на этикетке пишут, что из скважины. И только в лаборатории можно определить, откуда водица.

Говорят еще, что много на рынке товаров-имитаторов, когда подделывается не продукт, а товарный знак. Например, слово «Ессентуки» на этикетке пишется с одной буквой «с». А сама упаковка похожа на оригинал как... две капли воды.

Правительство своим постановлением от 27 марта нынешнего года утвердило эксперимент «по маркировке средствами идентификации упакованной воды». Старт эксперименту был дан 1 апреля. Финишная дата - 1 марта 2021 года.

В перечень подлежащих маркировке продуктов войдут товары под кодом ТН ВЭД 2201. Кто еще не знает: ТН ВЭД - это классификатор товаров, применяемый таможней и участниками внешнеэкономической деятельности. За цифрами «2201»: «Воды, включая природные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ; лед и снег».

Нет, нам не привиделось - черным по белому: лед и снег!.. Хотя что же тут удивительного, это тоже вода, только в твердом состоянии, и она тоже может быть товаром. Но в постановлении правительства сделана сноска-ремарка: «За исключением льда и снега». То есть «твердая вода» маркировке не подлежит.

Сегодня из пяти стран, входящих в Евразийский экономический союз, маркировка воды введена только в Армении. Она обязательна, если продажа осуществляется на территории этой страны.

Для лечения и жаждоутоления

У бутилированной воды история давняя. Еще в XVIII веке владельцы тогдашних курортов с целебными источниками обнаружили, что получать неплохой доход можно, отправляя воду жаждущим на дальние расстояния. Та водица продавалась в керамических баночках, фарфоровых сосудах. Первыми разливать минералку в стеклянные бутылки начали США в 1760-х годах.

История знаменитой на всю Европу воды Evian насчитывает без малого два столетия. Причем в течение первого столетия воду эту разливали исключительно в глиняную посуду и только в начале ХХ века перешли на стекло. В то же время началась история другой знаменитой французской воды Perrier. Местный доктор Луи Перье приобрел источник, известный целебными свойствами со времен Римской империи. В России предприимчивые деятели пытались перевозить воду из Боржоми и Кисловодска еще в середине XIX века...

В том же XIX веке в некоторых странах производители начали выпускать бутилированную питьевую воду - обычную, но прошедшую очистку. Воду для жаждоутоления. Спрос на нее в городах оказался достаточно высоким, поскольку водопроводная вода была крайне низкого качества и народ страдал от кишечных инфекций.

Потом была придумана технология очистки водопроводной воды. Приобретать обычную бутилированную воду почти перестали. Активно продавалась лишь лечебная, минеральная.

Но тридцать лет назад, в начале 1990-х годов, в отрасли произошла настоящая революция. Свою питьевую воду на рынок вывели такие гиганты, как PepsiCo, Nestle и Coca-Cola. После чего бутилированная питьевая вода заняла достойное место среди продовольственных товаров.

В России впервые ее стали выпускать в 1994 году на небольшом производстве под Костромой. С развитием ПЭТ-тары и необходимости попить/поесть на ходу питьевая вода в бутылках становится все популярнее.

Аналитики подсчитали: в мире ежегодно продается 460 миллиардов литров бутилированной воды. Самый активный «водохлеб» - Китай, жители которого ежегодно покупают 80 млрд литров. На втором месте - США (45 млрд л). Следующие позиции занимают жаркие страны - Мексика, Индонезия, Бразилия, Индия, Таиланд.

Замыкают десятку лидеров благополучные европейцы - Германия (12 млрд л), Италия (11 млрд л) и Франция (9 млрд л). Спрос на воду в бутылках там стабильно высок, даже несмотря на высокое качество водопроводной воды.

Из-под крана, по ГОСТу

О состоянии российского рынка бутилированной питьевой и минеральной воды сообщила недавно исследовательская компания NeoAnalytics. Вот выдержки из ее отчета.

В 2019 году по всем показателям наблюдалась поступательная динамика. Объем рынка составил 26,3 млрд литров, увеличившись на 29%. В структуре производства доля питьевой воды, в том числе газированной, составляет 61,5%. Доля минеральной - 38,5%.

На экспорт Россия отправила 3,6 млрд литров. Основная часть ушла в Казахстан, на Украину и в Белоруссию. Доля импорта - не более 1%. В основном Россия импортирует бутилированную воду премиум-класса, находящуюся в дорогом ценовом сегменте. Ведущие поставщики - Грузия, Франция и Италия.

Вода «артезианская», «ледниковая», «талая», «горная»... Какими только надписями не заманивают изготовители! Хотя на поверку оказывается, что многие «ледниковые» и «талые» не более чем маркетинговая уловка. И если этикетку читать «в подробностях», то не исключено увидеть там такую строчку: «Вода водопроводная высокой степени очистки».

Кстати, далеко не все производители скрывают, что их водица «из-под крана». Дело в том, что существует ГОСТ 32220-2013 «Вода питьевая, расфасованная в емкости», допускающий использование воды - цитата: «из централизованной системы водоснабжения, прошедшей водоподготовку перед разливом в емкости и с измененными санитарно-химическими характеристиками исходной воды».

Специалисты из Главного испытательного центра питьевой воды убеждают: если взять обычный бытовой фильтр кувшинного типа и пропустить через него водопроводную воду, то получится продукт того же качества, что и покупная вода, произведенная по ГОСТу.

Но мало кто откажется от покупки водички в летнюю жару. Тогда нелишним будет прислушаться к советам все тех же знатоков.

* Обращайте внимание на то, как вода хранится в магазине. Если стоит на солнце, нагревается, то лучше от покупки отказаться. При нагревании из пластика в воду могут перейти ядовитые вещества.

* Стеклянные бутылки надежнее пластиковых.

* Водопроводная вода, пусть и очищенная, будет дешевле той, что добыта из глубоководных источников.

* Бутылка с элементами декора, штамп на крышке и оригинальные шрифты на этикетке говорят о серьезном отношении производителя к своему бренду. Обычно и к качеству воды он относится так же.

#маркировка #вода #правила

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (6699) от 15.06.2020 под заголовком «Родник в бутылке».


Комментарии