Результат компромисса и согласия. Сергей Белов - о поправках к Конституции
Госдума и Совет Федерации утвердили поправки к Конституции РФ в окончательном виде. Теперь их должны поддержать не менее 2/3 региональных парламентов. Затем поправки подпишет президент Владимир Путин и направит их в Конституционный суд РФ на предмет противоречий с конституционными нормами. В случае положительного решения КС поправки вынесут на общероссийское голосование. В силу они вступят только в случае одобрения их участниками общероссийского голосования, назначенного на 22 апреля. О сути этих изменений обозревателю «Санкт-Петербургских ведомостей» Людмиле ТИМОФЕЕВОЙ рассказал член рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Сергей БЕЛОВ.
ФОТО Антона НОВОДЕРЕЖКИНА/ТАСС
- Сергей Александрович, насколько своевременны, на ваш взгляд, эти поправки в Основной Закон страны, чем они отличаются от предыдущих изменений?
- Целый ряд поправок назрел в связи с тем, что многие вопросы конституционного уровня решались в «обычном» законодательстве. Их количество постепенно росло и в какой-то момент стало превышать допустимое, в связи с чем и потребовалось внесение изменений в Конституцию. Это не самые радикальные поправки с точки зрения устройства системы государственных органов - упразднение Высшего арбитражного суда было куда более глобальным преобразованием. Однако нынешние поправки - в том виде, в который они превратились к исходу второго чтения в Государственной думе, - носят более важный характер в их ценностной составляющей.
- Стоит ли вносить в Конституцию такие детали, как индексация пенсий или зарплат и им подобные?
- Это не детали. Это закрепление гарантий защиты социальных прав. Президент несколько раз подчеркивал, что закрепление этих положений в Конституции не позволит правительству их игнорировать.
- Конституционное право считается одним из самых сложных, поэтому не логичнее было бы формировать рабочую группу из юристов и других специалистов?
- Конституция - это не только правовой документ, но и акт политического характера. Юристы могут написать Основной Закон, который будет похож на те конституции, которые уже существуют в других странах; юристы могут обеспечить внутреннюю непротиворечивость текста Конституции, облечь содержание конституционных норм в максимально определенные формулы, дабы не получилось, что хотели одно, а вышло другое. Но юристам сложно решить за общество, какие нормы в Конституции должны быть - это результат общественного, в первую очередь политического, компромисса и согласия.
- Владимир Путин внес 2 марта новые поправки в Госдуму ко второму чтению. Насколько их утверждение можно назвать историческим для России? Как они изменят политическую конфигурацию в стране?
- Поправки к первоначально предложенному проекту значительно расширяют масштаб вносимых в Конституцию изменений, в них появляется как раз ценностное содержание и уточняются параметры институциональных изменений - перераспределения полномочий между разными государственными органами, хотя в этой части концепция самих поправок не меняется.
- Какие поправки вы считаете наиболее дискуссионными? И какие - наиболее принципиальными?
- На этот вопрос мне сложно отвечать. Я полагаю, что в Конституции нет ничего второстепенного.
- Поправка о приоритете национальной Конституции над международным правом - это прецедент? Насколько я знаю, во всех странах имплементация норм международного права в национальное законодательство является проблемой. И что изменится после появления такой нормы в российской Конституции?
- Если вы спрашиваете, будет ли это какое-то новое регулирование, то здесь нет прецедента. В нашей стране приоритет Конституции над международными обязательствами, и прежде всего - над истолкованием международных договоров Российской Федерации международными судами (Европейским судом по правам человека), был провозглашен еще в июле 2015 года Конституционным судом РФ. Так что ничего принципиально нового в Конституции не появится. Поправки только расширяют пределы действия этого подхода. И речь не об имплементации международных норм в национальное право, а о соотнесении Конституции и толкования, которое дается международным обязательствам межгосударственными органами.
- Как изменится Россия после утверждения всех предложенных поправок, прежде всего речь о президентских поправках, меняющих баланс системы власти в стране. Или не меняющих?
- Видимо, произойдет усиление роли парламента в политической системе. Но до каких пределов - это мы поймем только по итогам реального применения новых конституционных положений на практике.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 045 (6443) от 13.03.2020 под заголовком «В Конституции нет ничего второстепенного».
Комментарии