Рекордная навигация: грузоперевозки по Волго-Балтийской водной системе выросли на 6,5%
Судя по предварительным данным, на озерах и реках, относящихся к Волго-Балтийской водной системе, судоходство в навигацию-2025 развивалось особенно успешно. А это одна из наиболее крупных в России водных магистралей, общая протяженность которой составляет 4,9 тыс. км.
Едва ли не все ключевые показатели, отражающие деятельность на ней, нынче выросли, включая пассажиропоток (383,3 тыс. человек). Экипажи судов совершили там 17,7 тыс. рейсов, — на 5 % больше по сравнению с 2024‑м. И перевезли 12,6 млн тонн грузов (плюс 6,5 %). А из Ладоги в Финский залив прошло по Неве, минуя разводные мосты Петербурга, свыше 1,4 тыс. судов. Тоже заметно больше, чем годом ранее.
Навигация в этом районе внутренних водных путей началась, как обычно, в конце апреля. А закончить работу гидротехнических сооружений и шлюзового оборудования там намечается 15 ноября. Но погодные условия и поступающие от судовладельцев заявки позволят продлить навигационный сезон, рассказал капитан этой водной системы Даниил Гладков — заместитель руководителя ФБУ «Администрация «Волго-Балт».
Исходя из прогноза синоптиков по времени образования льда, на Ладоге, в районе бухты Петрокрепость, нынешний сезон завершится к 30 ноября. А на Неве судоходство прекратится, возможно, в начале декабря. Но не только благоприятная погода способствовала успешной навигации. Во многом это заслуга специалистов, поддерживающих в должном состоянии русла рек и расположенные там гидротехнические сооружения, полагает Гладков.
Чтобы обеспечить глубины, требуемые для прохода судов, землечерпательные работы на реках Свирь, Волхов и Ловать были выполнены в объеме, превышающем уровень прошлого года. Этот показатель составил 317,9 тыс. кубов. Дноуглубительные работы специалисты проводили с той же целью на реке Волхов и в устье реки Ловать, что тоже повлияло на растущее судоходство. Более интенсивно также работали шлюзы: в нынешнем сезоне на Волго-Балте было совершено 29,4 тыс. таких операций (плюс 6 % к показателю прошлого года).
Однако существенно увеличить объем таких работ в текущих условиях вряд ли получится. А это сказалось бы на развитии водного транспорта на Северо-Западе. Администрация «Волго-Балта» охватывает своей деятельностью семь регионов. Условия судоходства там везде разные. Но в Ленобласти точно удастся проводить больше работ, способствующих его росту и безопасному плаванию. Сделать это позволит принятый в 47‑м регионе закон, согласно которому для упомянутой организации будет снижен налог на недвижимость.
Сэкономленные средства она сможет направить на поддержание нужных глубин, содержание шлюзов и более масштабную работу по обеспечению навигационной обстановки, отметил Михаил Присяжнюк, глава областного комитета по транспорту. Хотя и в навигацию-2025, которая завершается, для этого сделано было немало, о чем свидетельствуют данные по перевозке пассажиров. По сравнению с прошлом годом пассажиропоток на водном транспорте в Ленобласти (237 тыс. человек) вырос на 5 – 6 %, добавил чиновник.
Специалисты «Волго-Балта» конечно, внесли свою лепту в достижение такого результата. Но это связано и с развитием внутреннего туризма, поскольку в Ленобласти много притягательных для любителей путешествий объектов. Скоростные суда на подводных крыльях и круизные теплоходы ходят на маршрутах, пользующихся у них большой популярностью (вроде водной линии Петербург — Орешек).
В этой связи стоит упомянуть и туристический маршрут, который прошел в северной части легендарного торгового пути «из варяг в греки». Благодаря межрегиональному проекту, предусматривающему строительство новых причалов, он связал 47‑й регион с Новгородской областью. Круизные суда могут швартоваться теперь в Великом Новгороде и селе Грузино, где находилось имение графа Аракчеева, одного из могущественных сановников первой четверти XIX века. К этому проекту присоединилась Карелия. Новый современный причал там скоро появится у поселка Салми, на северном побережье Ладоги. Его строят с учетом опыта Ленобласти по сооружению такой инфраструктуры на Неве, а также реках Свирь и Волхов (в рамках региональной программы по развитию транспортной системы).
Новый причал сможет принимать не только скоростные суда, но и большие трехпалубные круизные теплоходы. Специалисты «Волго-Балта» провели минувшим летом замеры глубин на подходах к строящемуся причалу, сообщил Присяжнюк. А потом выставят там буи и другие навигационные знаки, необходимые для безопасного плавания к конечной точке туристического маршрута, проходящего по следам древних варягов, на севере исторического торгового пути.
Когда в Салми появится удобное для швартовки место, туда смогут заходить и парусники, участвующие в ежегодной регате «Большая Ладога», которая проходит в рамках социально-экологического проекта «Ладога-Фест». Он действует в семи регионах, на территории всего огромного водостока Ладожского озера, пояснил Всеволод Шевелев, руководитель проектов фонда «Росконгресс». А если увязать водный маршрут с сухопутным длиной около 300 км, пролегающим вдоль побережья Ладоги, он привлечет еще больше людей.
Создание в Салми пассажирского причала инвесторы учтут при подготовке проекта развития всего Питкярантского района Карелии, где этот поселок находится.
Читайте также:
Электрофлот столицы. В Москве растёт популярность речного электротранспорта
Три судозахода за навигацию. Почему исторический мост лишает Новгород круизного потока?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (8034) от 13.11.2025 под заголовком «Конечная точка «варяжского» пути».





Комментарии