Рекордная навигация: грузоперевозки по Волго-Балтийской водной системе выросли на 6,5%

Судя по предварительным данным, на озерах и реках, относящихся к Волго-Балтийской водной системе, судоходство в навигацию-2025 развивалось особенно успешно. А это одна из наиболее крупных в России водных магистралей, общая протяженность которой составляет 4,9 тыс. км.

Рекордная навигация: грузоперевозки по Волго-Балтийской водной системе выросли на 6,5% |

Едва ли не все ключевые показатели, отражающие деятельность на ней, нынче выросли, включая пассажиропоток (383,3 тыс. человек). Экипажи судов совершили там 17,7 тыс. рейсов, — на 5 % больше по сравнению с 2024‑м. И перевезли 12,6 млн тонн грузов (плюс 6,5 %). А из Ладоги в Финский залив прошло по Неве, минуя разводные мосты Петербурга, свыше 1,4 тыс. судов. Тоже заметно больше, чем годом ранее.

Навигация в этом районе внутренних водных путей началась, как обычно, в конце апреля. А закончить работу гидротехнических сооружений и шлюзового оборудования там намечается 15 ноября. Но погодные условия и поступающие от судовладельцев заявки позволят продлить навигационный сезон, рассказал капитан этой водной системы Даниил Гладков — заместитель руководителя ФБУ «Администрация «Волго-Балт».

Исходя из прогноза синоптиков по времени образования льда, на Ладоге, в районе бухты Петрокрепость, нынешний сезон завершится к 30 ноября. А на Неве судоходство прекратится, возможно, в начале декабря. Но не только благоприятная погода способствовала успешной навигации. Во многом это заслуга специалистов, поддерживающих в должном состоянии русла рек и расположенные там гидротехнические сооружения, полагает Гладков.

Чтобы обеспечить глубины, требуемые для прохода судов, землечерпательные работы на реках Свирь, Волхов и Ловать были выполнены в объеме, превышающем уровень прошлого года. Этот показатель составил 317,9 тыс. кубов. Дноуглубительные работы специалисты проводили с той же целью на реке Волхов и в устье реки Ловать, что тоже повлияло на растущее судоходство. Более интенсивно также работали шлюзы: в нынешнем сезоне на Волго-Балте было совершено 29,4 тыс. таких операций (плюс 6 % к показателю прошлого года).

Однако существенно увеличить объем таких работ в текущих условиях вряд ли получится. А это сказалось бы на развитии водного транспорта на Северо-Западе. Администрация «Волго-Балта» охватывает своей деятельностью семь регионов. Условия судоходства там везде разные. Но в Ленобласти точно удастся проводить больше работ, способствующих его росту и безопасному плаванию. Сделать это позволит принятый в 47‑м регионе закон, ­согласно которому для упомянутой организации будет снижен налог на недвижимость.

Сэкономленные средства она сможет направить на поддержание нужных глубин, содержание шлюзов и более масштабную работу по обеспечению навигационной обстановки, отметил Михаил Присяжнюк, глава областного комитета по транспорту. Хотя и в навигацию-2025, которая завершается, для этого сделано было немало, о чем свидетельствуют данные по перевозке пассажиров. По сравнению с прошлом годом пассажиропоток на водном транспорте в Ленобласти (237 тыс. человек) вырос на 5 – 6 %, добавил чиновник.

Специалисты «Волго-Балта» конечно, внесли свою лепту в достижение такого результата. Но это связано и с развитием внутреннего туризма, поскольку в Ленобласти много притягательных для любителей путешествий объектов. Скоростные суда на подводных крыльях и круизные теплоходы ходят на маршрутах, пользующихся у них большой популярностью (вроде водной линии Петербург — Орешек).

В этой связи стоит упомянуть и туристический маршрут, который прошел в северной части легендарного торгового пути «из варяг в греки». Благодаря межрегиональному проекту, предусматривающему строительство новых причалов, он связал 47‑й регион с Новгородской областью. Круизные суда могут швартоваться теперь в Великом Новгороде и селе Грузино, где находилось имение графа Аракчеева, одного из могущественных сановников первой четверти XIX века. К этому проекту присоединилась Карелия. Новый современный причал там скоро появится у поселка Салми, на северном побережье Ладоги. Его строят с учетом опыта Ленобласти по сооружению такой инфраструктуры на Неве, а также реках Свирь и Волхов (в рамках региональной программы по развитию транспортной системы).

Новый причал сможет принимать не только скоростные суда, но и большие трехпалубные круизные теплоходы. Специалисты «Волго-Балта» провели минувшим летом замеры глубин на подходах к строящемуся причалу, сообщил Присяжнюк. А потом выставят там буи и другие навигационные знаки, необходимые для безопасного плавания к конечной точке туристического маршрута, проходящего по следам древних варягов, на севере исторического торгового пути.

Когда в Салми появится удобное для швартовки место, туда смогут заходить и парусники, участвующие в ежегодной регате «Большая Ладога», которая проходит в рамках социально-экологического проекта «Ладога-Фест». Он действует в семи регионах, на территории всего огромного водостока Ладожского озера, пояснил Всеволод Шевелев, руководитель проектов фонда «Рос­конгресс». А если увязать водный маршрут с сухопутным длиной около 300 км, пролегающим вдоль побережья Ладоги, он привлечет еще больше людей.

Создание в Салми пассажирского причала инвесторы учтут при подготовке проекта развития всего Питкярантского района Карелии, где этот поселок находится. 

Читайте также:

Электрофлот столицы. В Москве растёт популярность речного электротранспорта

Три судозахода за навигацию. Почему исторический мост лишает Новгород круизного потока?


#рекорд #пассажиропоток #навигация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (8034) от 13.11.2025 под заголовком «Конечная точка «варяжского» пути».


Комментарии