Рассказываем, почему история города Бологое связана с железной дорогой

О том, что Бологое «это где‑то между Ленинградом и Москвой», благодаря песне «Веселых ребят» наверняка знает вся страна. Но по улочкам этого тверского городка бродили немногие. Да что там говорить: даже клип на популярную песню снимался не в Бологом. А ведь на самом деле история у него довольно занятная. И в первую очередь благодаря железной дороге…

Рассказываем, почему история города Бологое связана с железной дорогой | Здание вокзала Рудольфа Желязевича не раз перестроено, но узнаваемые навесы на изысканных металлических колоннах остались / ФОТО АВТОРА

Здание вокзала Рудольфа Желязевича не раз перестроено, но узнаваемые навесы на изысканных металлических колоннах остались / ФОТО АВТОРА

Начнем с названия, которое многие не хотят склонять, будто это какое‑то диковинное слово. «Поезд проехал мимо Бологое» — и все тут. На самом же деле все довольно просто: это древнерусский вариант от прилагательного «благой», то есть хороший. Именно на берегах пейзажного Бологого озера и расположился город. На воде организовано и место для отдыха жителей: здесь устроен променад, пляж и установлена ладья под парусами, которые периодически меняют цвет — они то алые, то синие.


Бологое1_Ратников.jpg

Бывшему дому купцов Коловских повезло больше других — теперь здесь открыт краеведческий музей / ФОТО АВТОРА


С другой, северной, стороны Бологое тянется вдоль железной дороги Петербург — Москва. Она была проложена в 1851 году, и тогда же здесь открылась станция, которая находится почти ровно посередине между двумя столицами — культурная на каких‑то 12 километров ближе. В 1854‑м на станции построили вокзал. Это типовое овальное здание за авторством Рудольфа Желязевича (помощника именитого Константина Тона). Точно такие же вокзалы сохранились в Любани, Малой Вишере, Твери, Спирове и Клину. Многие, правда, в перестроенном виде. Собственно, и в Бологом у вокзала не оригинальный облик: в 1877 году его надстроили вторым этажом, а на рубеже 1970 – 1980‑х — еще и третьим. Хотя узнаваемые навесы на изысканных металлических колоннах остались.

Подле станции можно встретить и другое здание середины XIX века — часть круглого депо. Судя по старым фотографиям, некогда оно имело иной вид — над круг­лым двором нависал высокий купол. Здание сильно пострадало во время войны, в 1944 году. Евгений Федоров, который в свои 14 лет там работал, вспоминал в интервью местной газете «Перекресток всех дорог»: «Было 10 – 15 минут до обеда. В депо находились две смены — пришло время сменяться. Я находился в своем цехе, когда вдруг услышал: «Бух!». И тут же донесся крик, рев. Мы выскочили и увидели, что рухнул купол. Потом еще три дня разбирали завалы, вытаскивали людей, которые погибли».

После войны здание так и не восстановили. Из 18 мест для паровозов осталось только пять. Но и они, заросшие и заброшенные, дают представление, какое любопытное здание здесь некогда стояло. И главное — периодически ходят разговоры о желании открыть тут железнодорожный музей.

Несмотря на все усилия немецкой авиации в годы Великой Отечественной (на город было сброшено почти две тысячи бомб, а в донесениях звучало, что «станций Бологое и Медведь больше не существует, они стерты с лица земли»), Бологое по‑прежнему крупный железнодорожный узел. Помимо столиц ветки отсюда идут до Ярославля, Пскова и Великих Лук.

Центральной осью Бологого служит улица Кирова, переходящая в улицу Дзержинского. Вдоль нее сохранилось немало замечательных купеческих домиков. Краснокирпичный дом Артемьева, увенчанный небольшим шпилем, бологовцы считают самым примечательным. Он завершает перспективу улицы и фиксирует самый центр города напротив здания районной и городской администраций. Чуть восточнее роль «пропилеев» улицы Кирова играют дома Мельникова и Коловских. В последнем работает краеведческий музей. А дальше между панельно-кирпичными жилыми коробками советской постройки прячется водонапорная башня начала XX века. Выглядит она, правда, несколько конструктивистски.

История Бологого связана с князьями Путятиными. Арсений Путятин приобрел это место, тогда село, в 1848‑м. В Бологом-2 — юго-восточном микрорайоне города — можно встретить руины усадьбы Путятиных. В это поместье не раз приезжал в гости художник и путешественник Николай Рерих, здесь же он нашел себе невесту. В советское время здание использовалось под аграрный техникум.

На другом конце города, в начале 1‑й Замостинской улицы, стоит красавец храм, посвященный Святой Троице, при нем был похоронен один из князей. Здание состоит из трехъярусной прямоугольной колокольни и необычной ротонды: внешне она имеет круглую форму, а внутри, в соответствии с православным каноном, «восьмерик на четверике» — восьмигранную.

Свято-Троицкая церковь встречает и провожает гостей города. Тех, кто решит приехать сюда на машине. Для автомобилистов Бологое расположено крайне удобно, в четырех километрах от развязки с платной дорогой и в двенадцати от бесплатной (поворот — в селе Куженкино).


photo_5220166147515736100_y.jpg

#Бологое #туризм #железная дорога

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (7701) от 10.07.2024 под заголовком «Между столицами».


Комментарии