Рассказываем, где в Нижнем Новгороде можно примерить… чугунные башмаки
Для этого нужно не так уж и много — пешком отправиться по протянувшейся более чем на километр параллельно Волге Рождественской улице. Да, нижегородским «Арбатом» в городе называют пешеходную Большую Покровскую, но Рождественская, так и не избавившаяся от транспорта (по ней с низкой скоростью все так же движутся автомобили, а по выделенной полосе и трамваи 11‑го маршрута с дизайном вагонов в стиле ретро), не менее интересна.
За копией московского памятника Минину и Пожарскому стоит бывший ночлежный дом Бугровых: как считают литературоведы, именно в нем разворачивается драма нижегородца Максима Горького «На дне» / ФОТО АВТОРА
Когда‑то здесь проходил «бечевой тракт»: ватаги бурлаков, не прекращая тянуть заунывные песни, тащили канатами-«бечевами» к волжским пристаням баржи и, пришвартовав их, тут же разгружали. Биржа по найму бурлаков находилась в самом начале Рождественской улицы, на Ивановской площади, в декабре 2005‑го переименованной в площадь Народного Единства. Именно здесь, на Нижнем базаре, осенью 1611 года нижегородский земский староста Кузьма Минин страстно призывал соотечественников всемерно поддерживать ополченцев, отправлявшихся на войну с польскими интервентами. Этот эпизод отечественной истории запечатлен на огромном (698 на 594 см) полотне Константина Маковского «Воззвание Минина», хранящемся ныне в Нижегородском государственном художественном музее в специальной пристройке к дому купца Сироткина на Верхне-Волжской набережной, 3. А на самой площади в 2005 году открыли выполненную Зурабом Церетели копию знаменитого московского памятника Минину и Пожарскому. За ним, уже на склоне Кремлевского холма, стоит бывший ночлежный дом Бугрова, в котором, как считают литературоведы, и разворачивается действие драмы нижегородца Максима Горького «На дне».
Открытый в ноябре 2013 года памятник Константину Маковскому / ФОТО АВТОРА
В 1819 году деревянная застройка Рождественской, как и всего Нижнего Новгорода, была уничтожена пожаром. Новую планировку улицы разработал выдающийся петербургский архитектор и инженер Августин Бетанкур, здесь же располагалась и его усадьба. Кстати, отстраивали Рождественскую и другие петербуржцы (Иван Ефимов, Александр Бруни, Петр Садовников), а столичное училище гражданских инженеров окончил и городской архитектор Нижнего Новгорода Николай Ужумедский-Грицевич. Современный же облик улица приобрела во второй половине XIX — начале ХХ столетия, после того как в Нижний перевели знаменитую Макарьевскую ярмарку. И особенно благодаря состоявшейся в 1896 году в столице российского купечества грандиозной Всероссийской промышленно-художественной выставке. Тогда, кстати, по Рождественской, главной торговой артерии города, и пустили трамвай. Улицу же застроили элегантными каменными зданиями, в которых разместили резиденции именитых купцов-миллионеров, конторы, магазины, банки, рестораны, гостиницы, доходные дома. И даже элитные бани.
Самые приметные из домов: № 11 — «Общественные лавки Торсуевых» (потомки этой семьи — братья-близнецы, сыгравшие главные роли в фильме «Приключения Электроника»), № 23 — бывший банк «железных королей» Рукавишниковых (в 1913 – 1916 гг. здание возводил знаменитый московский мастер модерна Федор Шехтель, а установленные на отделанном белой и цветной керамической плиткой фасаде статуи рабочего и крестьянки изваял Сергей Коненков), № 24 — «Блиновский пассаж» (купцы-старообрядцы Федор, Аристарх и Николай Блиновы, в свое время ассигновавшие 125 тысяч рублей на строительство в Нижнем Новгороде водопровода, занимались хлеботорговлей и на шести собственных пароходах доставляли соль). Здесь же, на ныне выходящей к Речному вокзалу приволжской Софроновской площади — с 1918 года она носит имя одного из организаторов Волжской флотилии комиссара Николая Маркина, — соорудили комплекс городских мельниц. В своем «Пассаже» Блиновы разместили Нижегородскую биржу, Главную почтовую контору, представительство «Нефтяного товарищества Нобелей», а также магазины, склады, трактиры и гостиницу «Биржевые номера», где останавливался, работая над картиной «Воззвание Минина», художник Маковский.
Дом № 26 — бывшая аптека Карла Гейнце. Именно он в декабре 1885 года запустил первые в городе телефонные линии. А его внучка, Мария Александровна (Молекула), будущая женщина-врач, заразившаяся от больного дифтерией и скончавшаяся на боевом посту, воспитывалась у Горького в Петрограде. № 27 — дом Бугровых (Волжско-Камский банк). Выходец из крепостных, Петр Бугров в юности бурлачил, а позже основал крупчатое и мукомольное производства. Его дело продолжили сын Александр и внук Николай, поставщики двора их императорских величеств, обеспечивавшие хлебом армию, а также и благотворители, организовавшие в Нижнем Новгороде ночлежный дом для неимущих на 500 человек.
Ближе к Оке на Рождественской улице сохранились и усадьбы аристократов — графов Строгановых (дом № 45 с флигелями), князей Голицыных (№ 47) и Абамелек-Лазаревых (№ 46). Постоянные участники Макарьевской ярмарки придворные ювелиры Лазаревы обосновались в Нижнем Новгороде еще в первой четверти XIX века и затем породнились с армянскими князьями Абамелеками. Именно в их доме в 1918 году чекисты обнаружили тайник, в который были спрятаны как ювелирные изделия, так и произведения искусства из собрания хозяев.
Архитектурные доминанты улицы — церкви Иоанно-Предтеченская и Рождественская (Строгановская). Примечательно и ее скульптурное оформление. Так, недалеко от Рождественской церкви вдохновенно работает над «Воззванием Минина» запечатленный в бронзе Маковский. Чуть ближе к «Блиновскому пассажу» предлагает товар мальчик-пирожник. А перед бывшим зданием Соляной конторы (дом № 8) красуется бронзовое «напоминание» о последствиях нашумевшей на всю Россию «соляной аферы» 1864 года.
…После того как в 1705 году в России ввели государственную монополию на производство и продажу соли, Нижний Новгород стал, по сути, ее соляной столицей: сюда свозились почти все добытые запасы дефицитной и весьма недешевой в те времена соли. Огромные деревянные склады были выстроены на берегу Оки, куда и поныне выходит Рождественская улица. Однако в 1864 году река вышла из берегов и затопила в том числе и склады. Когда вода спала, выяснилось, что… они были пусты. Ревизия недосчиталась 1,5 миллиона пудов соли общей стоимостью почти 800 тысяч рублей! А неуклюжие попытки ответственных за ее сбыт лиц объяснить недостачу исключительно стихийным бедствием ни к чему не привели.
Следствие установило, что во главе «соляной аферы» стоял не кто иной, как председатель Нижегородской губернской казенной палаты (проще говоря, ее главный казначей) Василий Вердеревский, ухитрившийся запутать в афере и именитых нижегородских купцов. Включая Блиновых и Бугровых. Дело слушалось в Сенате. И в мае 1869 года Вердеревский был приговорен к лишению дворянства, чинов и наград, а также к ссылке в Сибирь. На Новобазарной площади (ныне — площадь Максима Горького) ему устроили церемонию гражданской казни с позорным столбом, срыванием орденов и переламыванием шпаги. Купцы же отделались кратковременным арестом и крупными штрафами.
Однако отец братьев Блиновых, глубоко возмущенный поставившим под удар репутацию фирмы участием отпрысков в афере, заказал для них чугунные башмаки. И настрого велел надевать их как минимум раз в год. Чтобы про честь купеческую не забывали… Ныне примерить их может любой желающий.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (7706) от 17.07.2024 под заголовком «Вдоль да по улице».
Комментарии