Путь к статусу усложнили: Госдума обновила закон «О занятости населения в РФ»
Принятый еще в 1991 году документ впервые существенно изменили: он прошел второе чтение в Госдуме и получил существенные поправки, которые уже одобрены депутатами. Законопроект был внесен на рассмотрение еще в январе нынешнего года и в первом чтении был одобрен в марте. Однако многие (в первую очередь представители профсоюзов и работодателей) проектом остались недовольны, это привело к тому, что в течение последующего полугодия в него предложили около 300 поправок, а до второго чтения документ дошел лишь к концу ноября.
ФОТО Jirsak on Shutterstock
Новый вариант закона о занятости населения определяет базовые для российского рынка труда положения, дает новые определения ключевых для этой сферы понятий, а также вводит ряд новых норм, направленных на поддержку как занятых, так и безработных. К примеру, статус безработного смогут получить только граждане, которые ищут работу, зарегистрированы органами Службы занятости и готовы приступить к работе. Причем решение о признании гражданина безработным будет приниматься по месту регистрации в течение одиннадцати дней со дня подачи заявления. И то лишь в том случае, если он согласует предложенный индивидуальный план содействия занятости, составленный на основе результатов профилирования: если человек его не прошел, не явился на согласование плана или отказался от него — статус безработного он не получит. То же самое случится, если в течение десяти дней со дня регистрации человек отказался от двух предложенных Службой занятости вариантов подходящей работы или, если он впервые ищет работу, в случае двух отказов от прохождения профобучения.
Что касается размера пособия по безработице (ранее предлагалось изменить его до уровня прожиточного минимума), то принятая депутатами Государственной думы версия закона не предусматривает перемен. В результате максимум пособия остался в размере 12 792 рублей, а минимум составил прежние 1500. Правда, установлена обязанность кабмина РФ ежегодно индексировать его на уровень инфляции. Но право определять коэффициент индексации при этом остается за правительством.
Одной из наиболее спорных частей законодательной новинки является раздел о современных форматах занятости. Например, при втором чтении в проекте появилась новая глава — о противодействии нелегальной занятости.
Под ней предлагается понимать осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного законодательством порядка оформления трудовых отношений. А выявлением «теневых» вариантов работы, по замыслу авторов проекта, должны будут заниматься профильные межведомственные комиссии в регионах — конкретный порядок их работы и полномочия «борцов с тенью» еще предстоит определить правительству.
Надо сказать, что новая версия закона «О занятости населения в РФ» так и не определила суть и все нюансы таких важных явлений на современном рынке труда, как платформенная занятость и работа на российские компании из‑за рубежа. При первом чтении разделы о них из законопроекта вывели, а во втором не вернули. Авторы законопроекта обещали принять эти спорные, но крайне необходимые рынку нормы отдельно, закрепив их позже в законах-«спутниках». Однако когда это произойдет, сейчас сказать сложно. А вот с законом о занятости ясность есть: и депутаты, и специалисты уверены, что в окончательном виде он будет принят еще до нового года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (7548) от 21.11.2023 под заголовком «Путь к статусу усложнили».
Комментарии