Путь айдола. Почему жанр сериалов «Дорама» остаётся востребованным на мировом рынке?

Несмотря на то что ассоциации вещания Южной Кореи заявили, что внутренний рынок страны из‑за влияния глобальных медиакорпораций переживает самый большой кризис за последние десять лет, а количество выходящих дорам сократилось, интерес к этому жанру пока не угас.

Путь айдола. Почему жанр сериалов «Дорама» остаётся востребованным на мировом рынке? | ФОТО JESHOOTS.COM on Unsplash

ФОТО JESHOOTS.COM on Unsplash

На корейской волне

«Дорама» — это японский вариант слова «драма», а в общем понимании термином «дорамы» обозначают сериалы, которые производят в странах Восточной Азии. Чтобы не запутаться, дорамы корейского производства обозначают k-drama, китайского — с-drama, тайваньского — tw-drama. Также существует тайская разновидность дорам — лакорны. Как правило, это ремейки китайских или корейских шоу, но с тайскими актерами и бытом. У зарубежной (в том числе российской) аудитории термин «дорама» закрепился именно за южнокорейскими проектами, которые завоевали наибольшую популярность.

Расцвет дорам на территории Южной Кореи начался с 90‑х годов прошлого века. Тогда был создан Корейский фонд, распространяющий знания о стране и ее культуре в международном сообществе. Дорамы стали частью так называемой корейской волны (халлю) — популяризации культуры страны по всему миру, в которую государство целенаправленно вкладывало бюджетные деньги. Тогда же начали открываться независимые коммерческие телеканалы. Большая конкуренция привела к жестокой борьбе за аудиторию, но результат превысил ожидания. И если изначально дорамы были ориентированы на молодежь, то с выходом в 2002 году дорамы «Зимняя соната» аудиторию поклонников жанра пополнили женщины среднего и старшего возраста.

Сначала дорамы были исключительно мелодрамами. Со временем к ним добавились драмы, детективы, комедии, триллеры и даже хорроры. Сегодня в ассортименте дорам есть научная фантастика, мистика, исторические ленты, ромкомы (романтические комедии). Одна из характерных особенностей дорам — смешение жанров и непредсказуемые повороты сюжета. Существует даже отдельная категория корейских сериалов — макджан-дорамы, в которых самые абсурдные ситуации становятся нормой, а их создатели держат зрителей в напряжении до самой последней серии.

Формула успеха

Основные составляющие формулы успеха дорам: эмоциональная глубокая история, эстетика (красивые актеры, живописные пейзажи, шикарные квартиры и костюмы), азиатский колорит, философия и традиционные ценности.

Для их создания нередко используют популярные вебтуны (корейские цифровые комиксы). Многие сериалы основаны на корейской истории, мифологии и культуре. Смотря дорамы, зритель узнает о национальных ценностях страны, обычаях, моде и кухне. Например, в Корее культ еды и алкоголя, поэтому перекусы и встречи с рисовой водкой есть чуть ли не в каждом эпизоде.

Дорамы отражают и важные социальные проблемы, характерные для страны. В списке актуальных тем — трудоголизм и переработки (действие многих сериалов происходит в офисе), что не исключает проблем с финансами и закредитованностью. У героев дорам часто бывает трудное детство, проблемы с родителями. Это связано с одержимостью родителей успехом своих детей.

Несмотря на то что корейские сериалы ориентированы на эмоции и чувства, на экране романтические сцены показываются достаточно сдержанно и без откровенных сцен. Обнаженное тело — табу на корейском телевидении, а некоторым актерам порой приходится маскировать и татуировки.

Кроме того, дорамы сопровож­даются качественными саундтреками, которые становятся хитами. На музыку уходит значительная часть бюджета их производства, так как при прослушивании мелодий человек, сам того не замечая, испытывает определенные эмоции, что помогает усилить эффект сцены.

Путь айдола

Изюминка дорам — сформированный в азиатских странах новый тип универсального актера, способного не только играть на сцене и в кино, но и обладать навыками вокала, хореографии, акробатики, восточных единоборств. Звезды дорам обычно связаны контрактами не только с теле- и киностудиями, но и с модельными и рекламными агентствами, а также с музыкальными продюсерскими центрами, которые организуют их концерты и масштабные гастрольные туры по всему миру.

Этих звездных актеров называют айдолами (от англ. idol) — ­медиаперсонами с тщательно продуманным имиджем.

Айдолы, как правило, начинают свою карьеру с подросткового возраста. Они изначально привлекательны и имеют творческие способности. Для них при помощи специальных агентств создаются «фабрики звезд», «инкубаторы», в которых они, став стажерами (трейни), проходят жесткую школу обучения и конкуренции. Из них отбираются самые талантливые, перспективные и стрессоустойчивые. Затем их внешность доводится до идеальной, в том числе при помощи пластической хирургии. Вокальные и хореографические способности, а также навыки общения на иностранных языках развиваются лучшими тренерами и педагогами.

Если в японском сериале главная героиня может быть с неидеальным носом, то в корейском формате даже персонажи второго ряда выглядят, как фотомодели.

Современный идеал женской красоты по‑корейски — стройность и высокий рост (интересно, что в традиционной Корее девушка должна была быть маленькой и крепкой), длинные, гладкие и блестящие волосы, маленькая голова и лицо в форме сердечка с большими распахнутыми глазами и двойными веками. Любое проявление возраста, будь то морщины, пигментные пятна или излишне заострившиеся черты лица, считается некрасивым.

Внешность мужских персонажей дорам характеризуется понятием «метросексуальность» (неологизм для обозначения современных мужчин, которые придают большое значение своей внешности). В Корее метросексуальность означает гибрид стереотипной западной маскулинности и маскулинности, традиционной для конфуцианства (нежная внешность и большая сила воли). В Корее метросексуала называют «ккотминам», что означает «мужчина-цветок». Идеал мужчины в корейских дорамах — высокий, спортивный, с милым детским маленьким лицом, соответствующим канонам манги (большие глаза и европейский нос), и… большие уши. По традиционному корейскому поверью, большие уши сулят богатство.

Дорамы — главная площадка для рекламодателей. Во время сериала на экране часто возникают крупные планы брендов телефонов, продуктов и напитков, косметики, украшений, смартфонов и автомобилей. Однако кинематограф рекламирует не только товары, но и национальные традиционные ценности, среди которых главные — семья, уважение к старшим, верность и преданность, дружба и любовь, основанные на жертвенности.

Также дорамы оказывают влияние и на туризм: многие места, показанные в сериалах, становятся популярными достопримечательностями. Фанаты из разных стран стараются их посетить, чтобы пережить эмоции, которые испытывали их любимые персонажи.

Хиты уходящего года

Традиционно длительность серии в дораме чуть больше часа, количество эпизодов от 12 до 24 (чаще всего 16). Однако в последнее время на фоне кризиса корейские общественные и кабельные каналы все чаще отходят от стандартов и сокращают привычные шестнадцать серий до двенадцати, а то и до восьми или даже шести серий.

В этом году на рынке корейских дорам были популярны процедуралы — формат, в котором каждая серия рассказывает самостоятельную историю. А вот любимых корейскими зрителями медицинских дорам практически не было. Это связано с тем, что в нынешнем году в Южной Корее случился медицинский кризис, связанный с планами правительства по увеличению мест в медвузах, а население выступило против, опасаясь, что это негативно скажется на качестве медицинского обслуживания и доходах врачей.

В списке хитов уходящего года эксперты называют такие дорамы, как «Королева слез», «Хватай Сон Джэ и беги», «Магазин для киллеров», «Игра в пирамиду», «Мисс день и ночь», «Полночный роман в Хагвоне» и другие.

Из премьер декабря особенно ждут дораму в стиле фэнтези «Магазин светильников», в который покупатели приходят за избавлением от страхов, фэнтези-комедию «Мисс Бабуля» — про 70‑летнюю даму, которая превращается в 20‑летнюю девушку и проживает жизнь, о которой мечтала в молодости, мело­драму «Намиб» («Звездная ночь») — историю бывшего звездного директора развлекательного агентства, которая вместо выходного пособия забирает с собой стажера и помогает ему осуществить мечту.

Вишенка на декабрьском дорамном «торте» — продолжение нашумевшей драмы 2021 года — «Игра в кальмара-2». В новой истории игрок 456 возвращается, чтобы разоблачить создателей ужасающей игры, спасти новых игроков и навсегда остановить это безумие. По словам создателей фильма, второй сезон будет еще более зрелищным, опасным и страшным (18+).

Читайте также:

Какого героя мы любим? Кого хочет зритель видеть на киноэкранах

Перстни и магия. Рассказ иранского торговца антиквариатом


#кинематограф #Дорама #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (7810) от 11.12.2024 под заголовком «В кадре — трудоголики».


Комментарии