Пустырь Змигродского. В сестрорецком районе Курорт разобрали памятник архитектуры

Те, кто любит гулять по сестрорецкому району Курорт, этой осенью заметили печальное изменение: за строительными конструкциями исчез местный памятник архитектуры — дом Змигродского на улице Андреева, 3.

Пустырь Змигродского. В сестрорецком районе Курорт разобрали памятник архитектуры | Таким дом Змигродского был в 2014 году./ФОТО АВТОРА

Таким дом Змигродского был в 2014 году./ФОТО АВТОРА

Это двухэтажное деревянное здание радовало глаз с начала XX века. К улице, которая прежде именовалась Железнодорожной, оно было обращено двумя пятигранными эркерами, увенчанными шатрами. Всюду было множество резьбы, а окна были составлены из маленьких стекол прямоугольной, треугольной и ромбической формы.

В советское время дом Змиг­родского стал многоквартирным. И таким он оставался до января 2010 года, когда внутри произошел крупный пожар. Без крова тогда остались три семьи с маленькими детьми — дом сильно пострадал. С тех пор здание стояло заброшенным. В ходе инспекции, прошедшей в 2019 году, тогдашний председатель КГИОП Сергей Макаров не без сожаления отмечал, что восстановить памятник не получится — только воссоздавать. Тем не менее над ним соорудили саркофаг, чтобы снег и дождь не ухудшали состояние деревянных конструкций.

Через время власти провели торги: по программе «Рубль за метр» они нашли арендатора, который согласился было восстановить дом Змигродского, — предпринимателя Максима Павлова. Но работы так и не начались. По результатам повторных торгов объект сдали в аренду другому предпринимателю — Михаилу Пазиничу.

Как рассказали сестроречане, в нынешнем году на заборе по­явился информационный щит. Он гласил о «первоочередных противоаварийных работах». По итогам выяснилось, что за этой формулировкой скрывалась полная разборка дома: сейчас в границах участка возвышается только тот самый саркофаг, а под ним зияет пустота.

Очевидно, теперь здание воссоздадут, и может, даже с использованием уцелевшей резьбы. Увы, такова участь многих деревянных памятников. За последнее время разобрали дачу Шапошниковой в Парголове и особняк Бремме на Васильевском острове (их затем воспроизвели), дачу Маяковского в Левашове, дачу Мюзера в Зеленогорске, ожидается разборка дачи Павлова в Тарховке, дачи Крючкова в Репине, деревянного дома в Варшавском проезде.

Кстати, Петербург этой осенью лишился и еще одного деревянного дома — на Перевозной набережной, 47. Он, правда, советский, но с вековой историей — датировался 1924 годом. Дом помешал строительству Ситцевого переулка, который должен стать частью развязки будущего моста через Неву в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай.

Читайте также:

От Ораниенбаума до дома Пашкова: КГИОП подвел итоги реставрационных работ

Завершается реставрация лицевых и дворовых фасадов трех памятников архитектуры на улице Чайковского


#дом Змиг­родского #памятники архитектуры #Сестрорецк

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (8004) от 01.10.2025 под заголовком «Пустырь Змигродского».


Комментарии