Проявление в культуре уникальности нации обсудили на «круглом столе»
По инициативе Александринского театра в онлайн-формате прошел «круглый стол» «Национальная идентичность и культурный диалог в театральном пространстве».
ФОТО Pixabay
О том, как проявляется в культуре уникальность нации, к чему обязывает статус национального театра, как должны сочетаться традиции и поиск нового, говорили руководители театров из Австрии, Великобритании, Греции, Республики Саха, Сербии, Словении, Татарстана и Франции.
Ведущим дискуссии был Михаил Швыдкой – специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству. Для начала он напомнил слова немецкого писателя и мыслителя Томаса Манна, который назвал театр местом, где толпа превращается в народ.
– Для каждой страны создание национального театра означает обретение независимости, – добавил Швыдкой. – Язык и театр – средства, с помощью которых народ может заявить о себе и своей исключительности городу и миру. Театр, как и университет, место просвещения и воспитания. В современном глобальном мире, когда унифицируются многие ценности, роль национальных театров чрезвычайно велика.
По словам художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина, национальный театр – институт, который отражает все главные, актуальные, острые моменты в жизни страны:
– Здесь исследуется национальный характер, рассматриваются его и хорошие, и плохие стороны, достижения и недостатки. То есть создается объемное изображение нации.
Сергей Емельянов, директор Александринского театра, рассказал о работе по консолидации национального театрального сообщества страны. Так, в январе будущего года в Карелии по инициативе Александринки соберутся представители 50 национальных театров Российской Федерации. Будет принят меморандум о создании Ассоциации национальных театров страны.
– Мы говорим о просветительской миссии, воплощение которой заложено в нашем проекте «Национальная театральная школа». В сентябре будущего года мы проведем пилотную международную арт-резиденцию Национальной театральной школы в Белграде во время Дней Александринского театра в Сербии. Важнейшей частью резиденции станет отбор молодежи для обучения в ведущих творческих вузах России, – рассказал директор.
Теодорос Терзопулос, председатель Международного комитета Театральной олимпиады, художественный руководитель театра «Аттис», подчеркнул, что национальный театр, получающий государственное финансирование, несет большую ответственность перед публикой. Он должен образовывать и воспитывать ее. Кроме того, по его мнению, национальному театру необходимо хранить традиции.
В заключение встречи Валерий Фокин рассказал о создании в Москве Центра национальных театров России.
– Мы воспринимаем этот центр не только и не столько как площадку для гастролей национальных российских театров, но и как лабораторию, как место творческих встреч и с национальными российскими театрами, и с европейскими, мировыми, – сказал худрук.
В финале встречи Валерий Фокин по просьбе журналистов рассказал о международном театральном фестивале «Александринский», который намечен на осень 2022 года. Он должен открыться премьерой спектакля самого Фокина об Александре II и Александре III. Пока он носит рабочее название «18-81».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (7052) от 17.11.2021 под заголовком «Как толпа превращается в народ».
Комментарии