Против течения: наперекор внешним вызовам нефтяная отрасль находится в устойчивом равновесии

Пожалуй, нет такого сектора экономики, который бы не испытал влияние геополитической турбулентности. Сказались новые реалии и на нефтегазовом комплексе, одном из главных источников пополнения госказны. Тем не менее добыча «черного золота» в России по итогам 2023‑го снизилась менее чем на 1 %. Факт остается фактом: при беспрецедентном санкционном давлении отрасль выстояла. Конечно, государство оказывает ей всемерную поддержку, но и умение нефтяников держать удар сыграло здесь свою роль.

Против течения: наперекор внешним вызовам нефтяная отрасль находится в устойчивом равновесии | ФОТО Егора АЛЕЕВА/ТАСС

ФОТО Егора АЛЕЕВА/ТАСС

Курс на Азию

«Мировая экономика не знает подобных примеров, когда менее чем за год рынок, где страна занимает одно из лидирующих мест в мире, изменился бы столь кардинально», — констатировал Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.

Для российских нефтяников он изменился вынужденно. За короткое время на них обрушился целый шквал напастей. Запрет западных стран на поставки российской нефти, востребованной в мире по ценам и качеству. Технологическое эмбарго, сделавшее труднодоступными высокие технологии на шельфе и в некоторых сегментах на суше. Введение потолка цен на морские перевозки сырья, добываемого в России, за рубеж. Уход с нашего рынка западных инвесторов.

Тем не менее нефтяники сохранили свои позиции и даже нарастили добычу по итогам 2022‑го на 2 %, без малого до 535 млн тонн. А спустя год почти удержались на том же уровне, немного снизив в годовом исчислении (на 8 млн тонн) показатель 2023‑го. Львиная доля поставок (82 %) приходится теперь на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Один из вызовов, стоящих сегодня перед нефтяниками, — то, что доля трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) в общем объеме растет. Как сообщил вице-премьер Александр Новак, в 2023‑м она приблизилась к 30 %. Для отработки таких запасов нужны научные исследования, высокие технологии (кое‑где взамен западных), новое оборудование и полигоны для его апробации…

Уход западных сервисных компаний особенно повлиял на добычу шельфовой нефти, где бурить намного сложнее и где широко использовались импортные роторные управляемые системы. За последние четверть века геологи открыли на российском шельфе 49 месторождений углеводородов, вдвое (до 17,5 млрд тонн условного топлива) нарастив там их запасы. Сроки освоения некоторых таких участков нефтяникам пришлось сдвинуть. Но постепенно на суше и континентальном шельфе на смену западным приходят отечественные разработки, отмечают аналитики. 

Неудивительно, что объем инвестиций в отрасль не только не упал, но и вырос: за последние три года на 22,7 %, до 2,7 трлн рублей. 

Понятно, что значительная часть этих средств пошла на адаптацию к новым условиям.

Важно понимать: западные сервисные компании перед тем, как покинуть Россию, занимали не очень большую часть ее рынка, напоминает Антон Свириденко, исполнительный директор Института роста экономики имени П. А. Столыпина. Но они применяли наиболее сложные технологии — скажем, оборудование, необходимое для горизонтального бурения или гидроразрыва пластов, без которого «тризовские» пласты, со сложными коллекторами и вязкой нефтью, обычно недоступны. Значит, отечественным производителям пора занять эту нишу, продвигая собственные разработки, что сегодня и происходит.

Отметим также взрывной рост по итогам 2023‑го разведочного и эксплуатационного бурения. По числу завершенных строительством нефтяных скважин отрасль обновила рекордный постсоветский показатель.

Три столпа развития

Три сферы — бурение, ввод новых скважин и прирост запасов за счет геологоразведки — ключевые для понимания перспектив отрасли.

Перелом в бурении еще не настал. Предпосылки к переменам есть, но пока эта сложная работа идет с переменным успехом. Так, в январе 2024‑го проходка по стране выросла на 5,2 %, включая горизонтальное бурение, где результат еще лучше. К середине года, однако, она снизилась на 2,5 % по сравнению с январем — июнем 2023‑го, до 14,3 тыс. км. Но к концу декабря буровики могут повторить прошлогодний итог, прогнозируют аналитики.

Что дает бурение? Обновление фонда скважин и снижение себестоимости продукции, влияющее на показатели прибыли.

Новые скважины: за 2023 год — 43 новых открытия, на девять месторождений больше, чем в 2022‑м. Правда, только одно из них — месторождение имени Маганова, открытое на шельфе Каспия, — относится к крупным: 8,4 млн тонн нефти и 136,2 млрд кубов газа. В категорию средних по запасам входят месторождения имени Орлова, Бурское, Талтымское и Монулахское, открытые в Оренбуржье, Иркутской области, ХМАО и Якутии.

По словам Евгения Петрова, главы Роснедр, в 2023‑м геологи также выявили на территории страны 190 перспективных объектов. И впервые за последние 30 лет системно подошли к изучению шельфа, развернув там бурение.

Объем финансирования в геологоразведку вырос за прошлый год на 0,8 %, до 330 млрд рублей. Львиная доля этих средств (318 млрд рублей) — инвестиции недропользователей.

Стратегия тяжеловесов

Нарастив запас прочности, нефтяники понемногу выходят на стабильную добычу. Они то опережают свои результаты годовой давности, пусть и не намного, то сдают позиции.

Отчасти на этом сказывается добровольное ограничение добычи российской нефти в рамках «опековских» соглашений, подчеркивают наблюдатели. Срок действия очередной договоренности стран — экспортеров нефти (для поддержания цены) продлен до конца этого года.

В общем и целом нефтяники могут завершить нынешний год примерно с теми же результатами, что и на финише 2023‑го. Такой прог­ноз вице-премьер Александр Новак сделал в кулуарах ПМЭФ-2024, добавив, что с 1 октября начнется постепенное восстановление добычи в соответствии с договоренностями «ОПЕК+».

Схожие оценки дают аналитики. Сотрудник одной из консалтинговых компаний экономист Дмитрий Касаткин считает, что нефтегазовая отрасль России с краткосрочными вызовами справилась. Но противостоять долгосрочным, связанным с ухудшением структуры сырьевой базы и вовлечением ТРИЗ в разработку, — задача на данный момент актуальная.

Каждый из отраслевых тяжеловесов разрабатывает свою стратегию действий. Большинство из них не намерены сворачивать крупные начинания (вроде проекта «Восток Ойл» по разработке ряда месторождений на севере Красноярского края). Тем более что эксперты МАЭ скорректировали свой прогноз на ближайшие годы, существенно повысив оценку мирового спроса на жидкие углеводороды.

Читайте также:

Жаркое лето-2024. Почему у Европы остаётся всё меньше альтернатив газу из России

Секреты «Северного потока»: кто стоит за взрывом газопроводов?


#нефть #нефтепромышленность #бурение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (7745) от 10.09.2024 под заголовком «Против течения».


Комментарии