Прощай, военная кафедра. Где студента научат Родину защищать
«Военная кафедра» - это по старинке, с 31 января 2019 года их нет нигде. Формально. Вступил в силу указ президента РФ: военные кафедры, факультеты военного обучения и учебные военные центры в гражданских вузах стали военными учебными центрами (ВУЦ).
ФОТО Кирилла КУХМАРЯ/ТАСС
В 2014 году президент Путин в послании Федеральному собранию предложил: отсрочку от армии оставить, но в то же время «изменить саму систему военной подготовки в вузах; дать возможность всем студентам пройти /.../ воинскую подготовку и получить военную специальность». С тех пор и до президентского указа ситуация была такая: на военных кафедрах/факультетах готовили только «запас» (сначала - офицеров, последние годы еще и солдат, сержантов, матросов, старшин; уже это стало «расширением военной подготовки»), а в федеральных университетах учебные военные центры выпускали и кадровых офицеров (выпускник обязан был отслужить три года по контракту).
- Многие решили, что военных кафедр станет меньше, но это не так, - объясняет начальник военной кафедры при СПб ГЭТУ «ЛЭТИ» капитан 1-го ранга Максим Четвериков. - Наоборот, география военных кафедр, теперь военных учебных центров, расширяется. За последнее время они появились в Мурманском госуниверситете, Крымском, Севастопольском, в университете в Петропавловске-Камчатском, в Петербурге в Макаровке. И это только те структуры, которые работают в интересах Военно-морского флота.
«ЛЭТИ» тоже готовит в интересах ВМФ: связи установились еще в XIX веке, - профессор Попов проводил свои эксперименты по радиосвязи на кораблях. В этом году в «ЛЭТИ» отмечают и 160-летие со дня рождения А. С. Попова, и 75-летие военной кафедры (а военное отделение в вузе было открыто и вовсе в 1920-х).
В упомянутой Макаровке (Госуниверситете морского и речного флота) военная кафедра была упразднена в 2008-м. А в 2018-м - воссоздана, сейчас преобразована в ВУЦ, и, как говорят, главнокомандующий Военно-морским флотом поставил перед центром задачу «стать лучшим»: только в Петербурге в Макаровку входит три института плюс филиалы по стране.
- Пока в вузе не было военной структуры, неудобства испытывали не только студенты, но и гражданский флот, - говорит начальник военного учебного центра Макаровки капитан 1-го ранга Алексей Алексеев. - Работодатели присматриваются к ребятам с четвертого курса, берут на практику, а потом потенциальный сотрудник на год «пропадал», поскольку уходил служить в армию. Рабочее место, особенно с хорошей зарплатой, никто в течение года придерживать не будет. Сейчас же выпускники ВУЦ Макаровки сразу пойдут на конкретные рабочие места - например помощниками капитанов.
Как утверждают в ВУЦах, для студентов «ничего принципиально не изменилось». Перемены коснулись самих военно-учебных структур. Если раньше в федеральном университете - к примеру, Военмехе или Корабелке - был и учебный военный центр (готовящий кадровых военных), и военная кафедра (готовящая «запас»), то каждая структура была обязана иметь свою учебно-материальную базу. Нередко она дублировалась, что чрезвычайно дорого. Сейчас все оборудование базируется в ВУЦ.
- Было беспокойство по поводу сокращения штатов, - рассказывает Алексей Алексеев. - Но, насколько я вижу, штатное расписание не столько сокращается, сколько изменяется. Возможно даже расширение.
- Вероятно и увеличение количества студентов в военных учебных центрах, и расширение перечня военных специальностей, - согласен Максим Четвериков. - Все зависит от заказа Министерства обороны РФ.
Более того: не исключено, что готовить кадровых военных будут там, где прежде не готовили, - в тех ВУЦах, которые были военными кафедрами и, соответственно, выпускали только «запас». Раньше выпускник школы, решив стать военным, но не поступив в военный вуз (на некоторые специальности конкурс очень высокий), старался пройти в учебный военный центр гражданского федерального вуза: там тоже, повторим, готовили кадровых офицеров. Возможно, такой шанс даст и ВУЦ.
В вузах предупреждают: не надо считать военные учебные центры «отмазкой от армии»: «Странно так воспринимать структуры, где как раз готовят к службе». На военную подготовку отводится один день в неделю, т. н. военный день. Длится дольше обычного рабочего дня, девять часов: лекции и практические занятия плюс самостоятельная подготовка и воспитательная работа.
Если отчислят из вуза, отчислят и из ВУЦа. Но в институте можно восстановиться, а в военном учебном центре - нет; как говорят, «вход один раз». «По законодательству, военное обучение - непрерывное», - подчеркивают в вузах. Впрочем, так и раньше было.
Военному делу обучаются со второго курса, добровольно. Конкурс два-три человека на место. Был бы, вероятно, больше, но еще на медкомиссии в военкомате многие не проходят по здоровью. Кто-то срезается на физподготовке:
- Во многих вузах студенты иногда и один раз подтянуться не могут, - говорят в Макаровке. - Хорошо, сейчас опять ввели нормы ГТО, так что те, кто готовится, проходят отбор.
- Даже если первокурсник только сейчас узнал о военной подготовке, у него до мая еще два месяца, вполне можно натренироваться, в Интернете множество программ тренировки выложено, - говорят на военной кафедре в «ЛЭТИ». - В этом году у нас практически не было проблем со сдачей физподготовки, то есть молодежь все-таки стала больше заниматься спортом.
Спортивные нормативы те же, что для поступления в военные учебные заведения. Подтягивание на перекладине, стометровка и бег на 3 км. В Гидромете на военную кафедру (теперь ВУЦ) принимают и девушек, готовят по двум военно-учетным специальностям: «Организация гидрометеорологического (метеорологического) и геофизического обеспечения» и «Обработка гидрометеорологической (метеорологической) и геофизической информации (кроме сил флота)». Барышни выполняют наклоны туловища вперед (минимум - 30 раз за минуту, если 55 раз - получают максимально возможные 100 баллов), бег на 100 м и на 1 км.
На военной кафедре СПбГУ (там учились президент Путин, премьер Медведев) сейчас помимо, например, специальности «Боевое применение соединений, воинских частей и подразделений наземной артиллерии» есть «Организация психологической борьбы».
В Государственном экономическом университете в этом учебном году идет пилотный проект: военное образование получают и девушки, - по специальностям, так или иначе связанным с экономикой: «Продовольственная служба», «Вещевая служба», «Войсковое питание». Курирует проект замминистра обороны сама выпускница этого вуза Татьяна Шевцова.
- Допустим, если бы в Макаровке была подготовка по военной специальности «связист», мы могли бы и девушек набирать, - говорит Алексей Алексеев. - Девчонки приходят, спрашивают. Вообще из года в год все больше девушек интересуются.
- Как ни пафосно это звучит, у студентов с военной подготовкой сознательность выше, и это заметно, - утверждает Максим Четвериков. - Если носишь форму с элементами военной одежды, если присматриваешь за воинскими захоронениями, если учишься управлять техникой, которая стоит на военных кораблях, или проходишь водолазную подготовку - это меняет мировоззрение.
Кроме того, говорят в вузах, есть конкретные карьерные преимущества. Промышленные партнеры, работающие на оборонку, предпочитают тех, кто окончил военную кафедру, а значит, понимает специфику продукции для Вооруженных сил. И в любом случае из двух одинаково сильных претендентов на рабочее место работодателю интереснее тот, кто сразу приступит к работе, а не тот, кого еще год ждать.
На вопрос, с чем связано такое «расширение и углубление» военной подготовки гражданских, в ВУЦах отвечают: «В мире действительно напряженная обстановка. Если ты не готов, тебя застанут врасплох. А если известно, что ты подготовлен, то сто раз подумают, нападать ли».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (6386) от 22.02.2019 под заголовком «Прощай, военная кафедра».
Комментарии