Пропавшая субмарина. Стали известны подробности гибели подлодки М-96

В северной части Нарвского залива найдена подводная лодка М-96. Она пропала без вести, уйдя в боевой поход в сентябре 1944 года. За последние годы в ходе экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» разведывательно-водолазная команда нашла в водах Балтики практически все советские субмарины, погибшие в битве за Ленинград. Но М-96, «малютка», казалось, как будто исчезла...

Пропавшая субмарина. Стали известны подробности гибели подлодки М-96 | ФОТО Константина БОГДАНОВА

ФОТО Константина БОГДАНОВА

Несколько слов о ее истории. Она была заложена в июле 1937 года, вступила в строй в ноябре 1939-го. Уже на следующий год ее экипаж продемонстрировал отличную боевую и политическую подготовку, за что командир субмарины Александр Маринеско был награжден золотыми часами и повышен в звании до капитан-лейтенанта.

В середине июня 1941-го подводники М-96, находясь в дозоре на Балтике, наблюдали массовый уход немецких судов из финских портов. Сообщение об этом, переданное Маринеско, стало одним из сигналов о том, что война может начаться в ближайшие дни... В конце лета М-96 должна была перебазироваться на Каспийское море. Но обстоятельства сложились иначе, Ленинград оказался в блокаде, и она осталась на Балтике.

Боевые задания «малютки» под командованием Александра Маринеско в основном заключались в ведении разведки у вражеских баз и высадке разведчиков в тылу противника. Подлодка десятки раз преодолевала линии минных заграждений.

В апреле 1943 года Маринеско получил назначение на подводную лодку С-13, на которой впоследствии и совершил «атаку века». А командиром М-96 стал капитан-лейтенант Николай Карташов. Он тоже был опытным подводником: на флот был призван в 1932 году, окончил Краснознаменное военно-морское училище имени Фрунзе, во время «зимней» войны совершил два боевых похода...

Под командованием Карташова в июне 1944 года М-96 отправилась на Ладожское озеро к острову Валаам для разведки и прикрытия десанта войск Карельского фронта у Тулоксы. А 7 сентября субмарина вышла в свой седьмой боевой поход, оказавшийся последним. Лодка должна была преодолеть немецкое минное заграждение «Зееигель», перекрывавшее выход из Финского залива, и вести разведку у берегов пока еще оккупированной нацистами Эстонии. Уйдя в море, М-96 на связь больше не выходила и все последующие годы считалась пропавшей без вести.

–  Мы безуспешно искали эту подводную лодку несколько лет, полагая, что она погибла на заграждениях «Зееигель». То есть в пределах нынешних российских территориальных вод. В прошлом году обратились к нашим коллегам из Эстонии –  поисковой команде Maxstar Explorer. Они своим гидролокатором и нашли в Нарвском заливе объект, похожий на искомую субмарину. Тогда мы не смогли попасть в Эстонию из-за пандемии, удалось только в этом году. Сразу же подтвердилось, что на дне действительно находится М-96, это стало понятно по известным нам особенностям ее конструкции, –  рассказал петербургский дайвер участник разведывательно-водолазной команды Михаил Иванов.

На его счету уже больше двух десятков обследованных подводных лодок. Первой была П-1 («Правда»), погибшая в сентябре 1941 года при попытке прорваться из Кронштадта на полуостров Ханко. Ее обнаружили десять лет назад в Финском заливе недалеко от города Порво...

Вообще подводная война на Балтике была очень трагичной. Здесь действовало 68 советских субмарин, 46 из которых погибли, причем где –  часто неизвестно, а экипажи считались пропавшими без вести. После того как в 1942 году советские подлодки потопили три десятка вражеских кораблей, противник превратил Финский залив в сплошное минное поле, а для надежности в 1943 году еще и перегородил его стальной сетью.

Подлодка2.jpg
 

ФОТО Константина БОГДАНОВА

М-96 удалось, казалось бы, невозможное: она преодолела все заграждения. Ее корпус обладал специальной противоминной защитой. Лодка вышла в назначенный район, незаметно прошла мимо дежуривших в Нарвском заливе немецких субмарин и приступила к выполнению боевой задачи. Но судьба не уберегла ее от самой обычной мины, выставленной немцами против торпедных катеров и тральщиков. Лодка подорвалась, будучи в надводном положении, когда ночью всплыла, чтобы зарядить аккумуляторные батареи.

  Место гибели –  примерно в двадцати километрах от эстонского берега и от российского острова Большой Тютерс, на глубине чуть больше сорока метров, –  поясняет Михаил Иванов. –  Когда мы обследовали корпус, то увидели: машинный телеграф на мостике показывает команду «Полный вперед», руль поворота обращен вправо, верхний рубочный люк открыт... Взрыв мины произошел под носовой частью лодки. Ее буквально разломило на две части, нос, изогнувшийся, как вороний клюв, зарылся в грунт.

Проанализировав немецкие документы, российский историк Мирослав Морозов с немалой долей уверенности указал точное время гибели М-96: 10 сентября 1944 года, 3.48 ночи. Именно в это время немецкая подводная лодка, находившаяся в Нарвском заливе, зафиксировала своей гидроакустикой взрыв мины.

М-96 оказалась единственной субмариной, потерянной Балтийским флотом в 1944 году. Вместе с ней погибли 22 члена экипажа.

–  По всей видимости, все, кто был внутри подводной лодки, погибли практически мгновенно от взрывной волны и напора воды, –  говорит Иванов. –  А те, кто находился на мостике, были выброшены за борт, однако нет никаких документальных свидетельств о том, что их тела были обнаружены у берега... Так что, по всем канонам, эта лежащая на дне подводная лодка –  братская могила. В Эстонии строгие правила по охране подобных объектов, к ним нельзя прикасаться...

На месте гибели М-96 митрополит Таллинский и Эстонский Евгений (Решетников) вместе с участниками экспедиции отслужил литию по погибшему экипажу. Грунт с места гибели субмарины будет передан родственникам подводников с М-96, а также его образцы получат Сестрорецкий мемориал подводников, Музей подводных сил России имени Маринеско и музей 209-й школы на улице Пестеля.

–  Мы подали заявку в эстонский комитет по охране памятников, чтобы возле корпуса субмарины установили памятную табличку, –  пояснил дайвер. –  Всю подводную лодку мы тщательно отсняли на видео: хорошая видимость позволяла. На основе этих кадров будет создана виртуальная экскурсия на место гибели М-96, которую мы планируем представить в Петербурге осенью, отчитываясь о результатах экспедиции.


#подводная лодка #находка #Великая Отечественная война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (6971) от 22.07.2021 под заголовком ««Малютка» вернулась!».


Комментарии