Прохожий, остановись! Дом Марины Цветаевой в Елабуге хранит память о поэтессе
Есть в Татарстане на берегу Камы живописный городок Елабуга, которому больше тысячи лет. В августе 1941 года сюда на теплоходе «Чувашская Республика» приехала с группой эвакуированных из Москвы писателей поэт Марина Ивановна Цветаева и осталась здесь навсегда. Спустя годы этот город станет местом паломничества почитателей ее творчества.
ФОТО АВТОРА
«...Здесь – пропадать»
Если приближаешься к Елабуге по воде, первое, что бросается в глаза, – прекрасный вид на памятник булгарской культуры – древнюю круглую башню, которая стоит на высоком мысу елабужского городища возле старой пристани. Только вот в августе 1941 года ни Марину Ивановну, ни ее шестнадцатилетнего сына Георгия Эфрона этот живописный вид не привлек. Слишком много было проблем, которые им предстояло решать.
«Положение наше продолжает оставаться совершенно беспросветным. Нет, в Елабуге жить – очень мрачно. Здесь – пропадать», – записал в те дни в своем дневнике Георгий.
Представители местной власти подселяли эвакуированных в дома к местным жителям. Группу, в которой были Цветаевы, привели в дом супружеской четы Бродельщиковых – кузнеца Михаила Ивановича и белошвейки Анастасии Ивановны. Присев на диванчик в хозяйской комнате, уставшая Марина приняла решение тут и остаться.
«Ей, сердечной, то ли комнатушка наша глянулась, то ли устала очень. Говорит: «Никуда я больше не пойду, здесь останусь», – рассказывала потом писателю Рафаэлю Мустафину хозяйка дома, которая даже представить не могла, что неразговорчивая, просто одетая женщина – особенный русский поэт.
Сегодня в этом небольшом бревенчатом домике на Малой Покровской улице, где Марина с сыном прожили меньше двух недель, Дом памяти М. И. Цветаевой. В нем воссоздана обстановка тех лет, как было при Марине. У ворот тянется к небу рябина, в окнах полыхает герань.
В большой комнате диван, круглый стол, железная кровать, на которой спала хозяйка, ее швейная машинка «Зингер». На комоде перекидной календарь с застывшей датой – воскресенье 31 августа 1941 года, которая стала последним днем жизни поэта Серебряного века. А за тоненькой деревянной перегородкой, не доходящей до потолка, крохотная спаленка, где и поселились Цветаевы. Здесь едва помещаются два спальных места: на кровати спал Мур (Георгий), на кушетке – Марина. Даже двери между цветаевским углом и хозяйской комнатой не было, только ситцевая занавеска.
ФОТО АВТОРА
По скрипучим половицам, по которым ходила Марина Ивановна, прохожу в кухню. Здесь русская печь, на столе самовар, в углу рукомойник.
В небольшом помещении рядом с сенями в витринах представлена документальная экспозиция – списки эвакуированных литераторов, фрагмент домовой книги Бродельщиковых, тексты предсмертных записок Цветаевой, акт о ее смерти, отрывки из дневников и писем Георгия Эфрона, сестры Цветаевой – Анастасии и дочери – Ариадны Эфрон, фотографии.
Загадочное слово «Мордовия»
Особое место в доме _ сени. Именно в них свела счеты с жизнью Марина. В отличие от дома сени при создании музея пришлось расширить для удобства туристов, хотя их высота осталась той же – два метра. Место гибели поэта обозначено кованой розой.
В 1960-е годы, когда только начинали заниматься темой Цветаевой, «тот самый гвоздь» попал в руки бывшего преподавателя елабужского пединститута, а ныне доктора филологических наук профессора Северо-Кавказского федерального университета Вячеслава Головко, который одним из первых начал собирать сведения о жизни поэта Серебряного века в Елабуге. По настоянию сестры Цветаевой Анастасии он в 1971 году передал трагический раритет дочери Марины Ивановны Ариадне Эфрон. Но после ее смерти в 1975 году гвоздь был утерян.
О веревке сохранилась только легенда, которую пересказывали в литературных кругах. Якобы эту веревку дал Марине Борис Пастернак, который помогал ей перед поездкой в Елабугу упаковывать вещи. Перевязывая один из чемоданов, он пошутил, что веревка такая прочная – хоть вешайся...
Главной ценностью работники музея считают миниатюрную записную книжку в бордовом переплете с золотистыми лилиями, которую Марина Ивановна привезла из Парижа. В день похорон Цветаевой эту книжечку вынул из кармана ее фартука (в нем она ушла в мир иной) столяр, который делал гроб. В 1980-е годы племянница того самого елабужского столяра, выполняя его предсмертную просьбу, передала блокнотик «кому следует». Затем книжечка попала к Белле Ахмадулиной, а в 2004 году раритет вернулся в Елабугу.
Книжечка эта пустая, только на последней странице мелким почерком написано одно слово «Мордовия». Что имела в виду Цветаева, когда его писала, неизвестно.
«31 августа мать покончила с собой – повесилась... Оставила три письма: мне, Асееву и эвакуированным. Содержание письма ко мне: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже», – написал в воспоминаниях Георгий Эфрон. После смерти матери он, проведя некоторое время в Чистопольском интернате для писательских детей, отправился в Москву, а оттуда в Ташкент. Там окончил школу. Осенью возвратился в Москву и был зачислен на факультет прозы Литературного института. Проучился он в нем чуть больше трех месяцев. В феврале 1944 года его призвали в армию. Георгий был тяжело ранен в бою и вскоре скончался в возрасте 19 лет.
Первым приехал Евтушенко
Долгое время имя Цветаевой было под негласным запретом. Первый сборник вышел в шестидесятые, его быстро раскупили в Москве и Ленинграде. Тогда возник интерес и к Елабуге. Сюда начинает наведываться творческая интеллигенция. Первым в дом, где не стало Марины, приехал поэт Евгений Евтушенко. Попросил у хозяев разрешения просто постоять в сенях. Позже он напишет стихотворение «Елабужский гвоздь», которое сегодня читают в музее экскурсоводы. Потом приезжали артисты Театра на Таганке во главе с Владимиром Высоцким.
В 1980 году на доме, где Цветаева провела свои последние дни, была установлена мемориальная доска. И только в начале 2005 года дом Бродельщиковых был выкуплен из частной собственности местными властями и музеефицирован.
В двух шагах от Дома памяти М. И. Цветаевой на мемориальной площади установлен ее памятник-бюст в окружении ажурных колонн. Незамкнутый круг колоннады означает внезапно оборвавшуюся жизнь... Цветаева ушла, когда ей было всего 48 лет.
ФОТО АВТОРА
Здесь же и старинная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в которой состоялось отпевание Марины Ивановны лишь 31 августа 1990 года. При этом самоубийство было названо «убийством от режима».
От церкви до елабужского Петропавловского кладбища, где 2 сентября 1941 года похоронили Цветаеву, можно дойти за полчаса. У могилы с гранитным надгробием ажурная скамья, на нее можно присесть и помолчать. Здесь же увитая кованой рябинкой металлическая стела, на которой начертаны цветаевские строки:
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Только это условная могила Цветаевой. Точное место ее захоронения так и осталось неизвестным. Через
20 лет после гибели Марины в Елабугу приехала ее сестра Анастасия. Она безуспешно пыталась найти могилу сестры. И когда в южной части кладбища, где хоронили эвакуированных москвичей и ленинградцев, она увидела раздвоенную сосну (такие деревья они с Мариной очень любили в детстве), решила, что это знак. На этом месте был установлен металлический крест «Марининого любимого цвета – зеленоватой бирюзы» с надписью: «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году крест заменили гранитным надгробием.
Цветаева, будучи в этом городке, отметила, что «в Елабуге много георгинов». Цветов здесь много и сегодня. Только не георгинов, а гладиолусов. Они есть и на могиле легендарного поэта Серебряного века.
8 октября у Марины Цветаевой день рождения.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (6779) от 07.10.2020 под заголовком «Прохожий, остановись!».
Комментарии