Производство после свалки. Как развивается вторичная переработка в России

Ежегодно в ноябре отмечается Всемирный день рециклинга (вторичной переработки). Сегодня технологии позволяют перерабатывать до 60% отходов. В западных странах из переработанного мусора шьют новую одежду, обустраивают детские площадки, строят здания. Россия пока отстает, отправляя на захоронение более 90% мусора, который мог быть использован повторно. Однако в последние годы интерес к рециклингу в нашей стране возрос, что показал и прошедший недавно XIV Петербургский международный инновационный форум.

Производство после свалки. Как развивается вторичная переработка в России | В Таиланде костюмы СИЗ производят из переработанных бутылок даже в буддийском храме. / ФОТО Rungroi YOHQRIT/EPA/ТАСС

В Таиланде костюмы СИЗ производят из переработанных бутылок даже в буддийском храме. / ФОТО Rungroi YOHQRIT/EPA/ТАСС

Бизнес полез в бутылку

Слово «рециклинг» (от англ. recycling) обозначает преобразование отходов деятельности общества, при котором они возвращаются в хозяйственный оборот в виде возобновляемого вида топлива, вторичного сырья или товарной продукции. Это может быть и картонная тара из макулатуры, и покрытия детских площадок из отработанных автопокрышек, и вторичный щебень с металлоломом из сносимых зданий, а также альтернативные виды топлива.

Возникновение отрасли принято относить к 1884 году, когда Швеция создала официальную систему утилизации стеклянных бутылок. Хотя отдельные случаи повторного использования бывали и раньше – скажем, в Соловецком монастыре возникавшую при свечном производстве техническую воду использовали для обогрева растений, благодаря чему и становились возможными чудеса вроде растущих у полярного круга арбузов.

Теперь же мы скорее с запозданием перенимаем опыт передовых стран, но иногда происходят и прорывы. Так, в 2020 году «стеклянный» проект рециклинга был запущен в Калининграде, где из вторичного сырья успешно производят компоненты для фасадных красок, абразивного материала и стеклобетонных конструкций (плитка, ограждения, столбы).

«Нашей отделочной плиткой заинтересовался даже известный спортивный бренд. Планируется, что ее используют в отделке его нового магазина в Москве, – рассказал руководитель регионального союза переработчиков отходов Калининградской области Святослав Лавриненко. – Сейчас оборудование загружено на 70 – 80%, в перспективе мощности будут увеличены».

А началось все с организации в городе пунктов приема стеклянных отходов. Вначале это были выездные контейнеры, затем предприятия союза переработчиков получили необходимое разрешение на установку стационарных точек. За год было собрано около 140 тонн отходов. Причем разработанный и запатентованный калининградскими предпринимателями метод позволяет перерабатывать все собранное стекло. В отличие от стеклоплавильных компаний, которые могут работать только с определенными видом, сортом, цветом, фракцией стекла и, соответственно, утилизируют не более 30% стеклоотходов.

Рецепт скамейки из песка

Кроме «стеклянного проекта» калининградский региональный союз переработчиков располагает готовыми технологиями, которые позволяют перерабатывать практически все виды отходов. На улицах областного центра можно увидеть скамейки, кашпо для цветов, урны из переработанного пластика и речного песка. Для их производства используется дробленая пластмасса – бывшие в употреблении ящики, бутылки, одноразовая посуда, упаковочная пленка и пакеты. В смесь добавляют песок, а экструдер превращает всю эту массу в подобие пластилина, которая, попадая в нужную форму, застывает.

На выходе получаются детали, из которых собирают городскую мебель. Так, на производство двухметровой скамьи из полимерпесчаного композита требуется около 6600 б/у пакетов – столько выбрасывают в среднем за месяц жители одного пятиэтажного дома. Этот материал не боится влаги, перепадов температур, изделия из него не поржавеют и не потрескаются. Вдобавок они не нуждаются в ежегодной покраске, так как сохраняют внешний вид долгие годы. В завод вложено около пяти миллионов рублей, а себестоимость одной скамьи составляет около девяти тысяч рублей, так что рециклинг оказывается вполне доступным.

А еще в Калининграде появился новый завод по переработке использованных батареек – подобных производств в нашей стране пока единицы. Алгоритм предусматривает сортировку батареек и их дробление. В процессе отделяется «руда», содержащая цинк, марганец, графит, а также металлическая оболочка. Последняя потом отправится в пункт приема металлолома, а первая в виде темно-серого порошка накапливается в больших железных бочках. Накопив 60 тонн, «руду» отправят на один из российских металлургических заводов.

Каучуковый асфальт

Есть подвижки и в других регионах. Так, председатель правления машиностроительного кластера Республики Татарстан Сергей Майоров рассказал о создании в России сети заводов по переработке отработанных покрышек в резиновую крошку и производства из них вторичного каучука (регенерата), который в нашу страну традиционно везут из Индии, Кореи и Нидерландов.

Согласно проекту «Утилизация шин во вторичный каучук», в нашей стране появится 25 заводов по производству вторичного каучука из резиновой крошки, которая получается после переработки старых покрышек, – отметил Майоров. – Мы изобрели оборудование, которое позволяет экологически чистым способом производить вторичный каучук из этой резиновой крошки. По качеству он значительно превосходит индийский. Первые поставки такого оборудования по производству регенерата из резиновой крошки были отправлены в Китай и Петербург.

Продукт из такой крошки находит применение в изготовлении резиновых смесей в производстве автомобильных и сельхозшин с восстановлением прежних характеристик, а также резиновых и шинных покрытий (автомобильные коврики, резиновые покрытия для аграрных и спортивных площадок). А в Петербурге как раз сейчас тестируют дорожное покрытие из вторичного каучука.

Между тем в ноябре в Ленобласти прошла акция по сбору старых автомобильных шин, которые в дальнейшем отправят на переработку. Организатором акции выступил региональный оператор по обращению с отходами, утилизатор автомобильных шин ООО «Премио Крамб» при поддержке ассоциации «ЭкоШинСоюз» и ГБУ ЛО «Ресурсный добровольческий центр». Это очередной шаг к цивилизованному способу избавления от старых шин. Сейчас автомобилисты обычно вынуждены платить за утилизацию, но даже в этом случае далеко не факт, что забравшая резину фирма действительно поступит с ней, как положено по закону.

Кладбище «железных» коней

Еще одна насущная проблема для нашей страны – переработка вышедших из эксплуатации автомобилей. При этом, если ничего не изменится, она будет обостряться из-за старения российского автопарка, а также перехода на электромобили.

Уже сегодня количество вышедших из эксплуатации автомобилей в мире, которые надо утилизировать, составляет более 100 миллионов единиц в год, – сообщил директор НП НСРО «Руслом.ком» Виктор Ковшевный. – В общем мировом рейтинге от средних показателей уровня авторециклинга Россия отстает более чем в 20 раз,а в сравнении с развитыми странами по этому показателю мы отстаем в 80 – 100 раз. При этом основные барьеры, сдерживающие решение этой проблемы, не технические, а организационно-административные.

В качестве примера спикер рассказал об эффективной системе, которая действует в Нидерландах.

В этой стране коэффициент утилизации автомобилей является самым высоким в мире, – уточнил он. – Добились они этого очень простым способом. Когда стало понятно, что в стране скопилось много старых автомобилей, многочисленным авторазборкам, в том числе нелегальным, был озвучен установленный стандарт утилизации и предложено приобрести специализированное оборудование с возможностью взять его в рассрочку на несколько лет. Тем компаниям, которые взяли оборудование и готовы были выполнять установленные стандарты, выдали разрешение на эту деятельность. Таким образом, появилась новая отрасль экономики – авторециклинг, благодаря которой на сегодняшний день в стране утилизация старых автомобилей составляет 100%. Эта практика применима и для нашей страны, где также много авторазборок. При этом в России с 2012 года действует система утилизационных сборов – с тех пор начислено больше двух триллионов рублей, а ежегодный прирост находится на уровне 300 миллиардов рублей. Чтобы схема заработала, необходима единая система на законодательном уровне, которая учитывала бы выгоду автовладельца, производителя автомобиля, а также переработчика устаревшего автомобиля во вторичное сырье. Есть надежда, что в следующем году эта проблема сдвинется с мертвой точки и появятся пилотные проекты полноценного рециклинга автомобилей.

Будем надеяться, с мертвой точки сдвинется и рециклинг в целом. Определенные подвижки есть. Так, недавно Минприроды подготовило список из 18 видов отходов, которые планируется вторично перерабатывать уже в ближайшем будущем. Это шины, батарейки и аккумуляторы, текстиль, обувь, тетрапак, пластик, стекло, алюминиевые банки, макулатура, органика, лампы, косметика, электроника, аэрозольные баллончики, древесные отходы, масла, строительный мусор, табак. «Дорожные карты» по каждому направлению будут разработаны до конца 2021 года, а по четырем направлениям (шины, тетрапак, обувь и лампы) они уже готовы.


#форум #переработка #мусор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (7060) от 29.11.2021 под заголовком «Производство после свалки».


Комментарии