Прогресс «Прогресса». О планах развития и перспективах госкорпорации «Роскосмос»

Ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс» (входит в госкорпорацию «Роскосмос») недавно отметил 130‑летие. Об историческом пути предприятия, его нынешней деятельности и планах корреспонденту ТАСС Илье ВРУБЕЛЮ рассказал генеральный директор центра Дмитрий БАРАНОВ.

Прогресс «Прогресса». О планах развития и перспективах госкорпорации «Роскосмос» | ФОТО Егора АЛЕЕВА/ТАСС

ФОТО Егора АЛЕЕВА/ТАСС

— С чего началась история вашего предприятия?

— Ракетно-космический центр «Прогресс» 130 лет назад был… велосипедной фабрикой под названием «Дукс». Но уже в начале XX века небольшая организация стала изготавливать различную технику — автомобили, мотосани, дирижабли — и начала поставлять в российскую армию аэропланы. К 1917 году «Дукс» считался одним из крупнейших авиастроительных центров царской России. Здесь изготавливали знаменитые самолеты «Ньюпор», «Моран», «Фарман», «Соп­вич». На одном из таких самолетов летчик Петр Нестеров впервые исполнил фигуру высшего пилотажа «мертвая петля». В советские годы Государственный авиационный завод № 1 (так называлось предприятие тогда) освоил производство многочисленных экспериментальных и серийных образцов авиационной техники: самолеты-разведчики Р-1, Р-5; истребители И-1, И-3, И-5, И-15, И-153, МиГ-3. На счету этих самолетов — множество мировых рекордов по скорости и высоте полета, золотые медали международных авиационных конкурсов, а также участие в боевых действиях.

В 1941 году завод был эвакуирован из Москвы в Куйбышев (ныне Самара), и там коллектив предприятия совершил трудовой подвиг.

В общей сложности в 1941 – 1945 годах сотрудники собрали и отправили на фронт более 3 тысяч истребителей МиГ-3, 11 768 штурмовиков Ил-2 и 1225 штурмовиков Ил-10.

В послевоенные годы было освое­но производство реактивных истребителей и реактивных бомбардировщиков.

В 1958 году было принято решение о начале серийного производства межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, и уже 17 февраля 1959 года первая «семерка», изготовленная в Куйбышеве, стартовала с «Байконура». На нашем предприятии было разработано и изготовлено множество модификаций знаменитой «семерки»: «Восход», «Молния», «Союз-У», «Союз-ФГ» и др. Сегодня «Союз-2» остается самым надежным и экономичным средством доставки в космос пилотируемых и грузовых космических кораб­лей, большинства отечественных космических аппаратов. В этом году мы планируем запустить двухтысячную ракету, созданную на базе Р-7.

Участвуем и в пилотируемой программе. На «Прогрессе» были собраны первые две ступени ракеты «Восток», которая вывела на околоземную орбиту первого космонавта Юрия Гагарина. И сегодня ракеты, изготовленные на предприятии, являются единственным отечественным средством выведения транспортных пилотируемых кораблей.

В 1959 году для конструкторского сопровождения производства ракет в Куйбышеве был организован филиал № 3 ОКБ-1, позже ставший знаменитым ЦСКБ, которое возглавлял легендарный конструктор Д. И. Козлов. В 1996 году ЦСКБ и завод «Прогресс» (бывший ГАЗ № 1) были объединены в одно предприятие — ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», а в 2014 году предприятие было преобразовано в АО «Ракетно-космический центр «Прогресс».

Другое направление нашей работы — создание космических аппаратов. С 1960‑х годов предприятие разрабатывает и изготавливает спутники различного назначения. Одно из приоритетных направлений — создание космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).

28 апреля 2016 года специалисты РКЦ «Прогресс» и смежных предприятий открыли новую страницу в истории отечественной космонавтики — осуществили первую миссию с нового российского космодрома «Восточный». И сегодня наши «Союзы» стартуют с трех космодромов — «Байконур», «Плесецк», «Восточный».

У вас, как у главы РКЦ «Прогресс», есть любимая глава в истории предприятия? За исключением разве что настоящего времени.

— Все этапы нашей 130‑летней истории важны — и когда предприятие изготавливало велосипеды, и авиационный этап, и эвакуация, и становление завода на новой площадке, и начало производства ракет, а затем спутников. Всегда мы создавали технику, передовую для своего времени.

Один из ярких эпизодов в истории нашего предприятия — участие в грандиозном советском космическом проекте по созданию космической системы «Энергия-Буран». Это событие стало победой коллективов более 1200 предприятий Советского Союза. Здесь, в Куйбышеве, на заводе «Прогресс» изготавливались центральный блок II ступени (блок «Ц») и стартово-стыковочный блок «Я». На космодроме «Байконур» сотрудники филиала «Прогресса» осуществляли общую сборку ракеты «Энергия» и выполняли стыковку ракеты с орбитальным кораблем «Буран». Тогда в рамках реализации проекта на нашем заводе было проведено техническое перевооружение производства, внедрены уникальные технологические процессы и механизмы.

Одним из основных изделий РКЦ «Прогресс» является легендарный «Союз-2». Сколько ракет в год способно производить предприятие на сегодняшний день?

— В советское время завод «Прогресс» мог производить до 60 ракет-носителей (РН) типа «Союз» в год. В настоящее время потребность в РН данного типа уменьшилась в несколько раз за счет увеличения срока активного существования космических аппаратов на орбите от нескольких суток до нескольких лет.

Как идет техническое проектирование многоразового носителя «Aмyp-СПГ»?

— Первый этап работ был связан с проработками возможности использования РН «Амур» для запуска космических аппаратов в интересах перспективных пилотируемых программ. Этот этап завершен и сдан заказчику в 2023 году. На втором этапе прорабатывалась возможность использования РН «Амур» в интересах других заказчиков. Сейчас данный этап находится в завершающей стадии — материалы прошли оценку на предприятии и переданы на рассмотрение генеральному заказчику (госкорпорация «Рос­космос»). Третий этап — основной. На нем завершается техническое проектирование в целом. Согласно условиям государственного контракта, этот этап планируется закрыть во втором квартале 2025 года.

Начались ли опытно-конст­рукторские работы? Если нет, то ­ко­гда предприятие ожидает их начать?

— Начало опытно-конструкторских работ возможно только пос­ле защиты технического проекта и утверждения принципиальных технических решений генеральным заказчиком. Пока вопрос установления сроков на полноценное развертывание опытно-конструкторских работ по созданию на космодроме «Восточный» космического ракетного комплекса «Амур-СПГ» остается открытым.

Недавно первый замглавы «Роскосмоса» Андрей Ельчанинов рассказал, что испытания посадки первой ступени планируется сначала проводить со ступенью-демонстратором. Идет ли речь о «хоппере» — аппарате для отработки старта и возвращения ракеты?

— Да, это своеобразный «хоппер», который будет представлять собой экспериментальный образец первой ступени РН многоразового использования. В настоящее время ведется поиск площадок, подходящих для проведения полноценных испытаний.

Как изменится стоимость выведения на орбиту 1 кг полезной нагрузки после введения носителя в регулярную эксплуатацию?

— К сожалению, ответа на данный вопрос пока нет. Основная сложность в расчете ожидаемых показателей стоимости — это отсутствие самого механизма формирования цены многоразовой РН. Кроме того, согласно условиям госконтракта, дополнительно поставлена задача проработать различные индустриальные модели производства.

На форуме «Армия» глава НПО «Энергомаш» рассказал, что предприятие практически готово к серийному выпуску «царь-двигателя» РД-171МВ, предназначенного для первой ступени «Союза-5». Как сейчас идут работы над самим носителем?

— В АО «НПО «Энергомаш» изготовлены и находятся на ответственном хранении двигатели РД-171МВ для второй и третьей РН «Союз-5», предназначенных для летно-конст­рукторских испытаний. Решение о подготовке серийного производства как составных частей, так и РН «Союз-5» в целом может быть принято государственным заказчиком только по результатам успешных летно-конструкторских испытаний ракеты-носителя на космодроме «Байконур».

В настоящее время изготовление опытных образцов РН «Союз-5» идет полным ходом, одновременно продолжается наземная экспериментальная отработка составных частей изделия в подтверждение прочности штатной конструкции блоков РН.

Когда предприятие планирует произвести первый летный образец? Когда следует ожидать первый пуск?

— Первый опытный образец РН «Союз-5» находится в производстве. На сегодня изготовлены все обечайки баков первой и второй ступеней. Двигатель первой ступени РД-171МВ уже поставлен в РКЦ «Прогресс», и до конца этого года ожидается поставка двигателя второй ступени РД-0124МС. Одновременно ведется комплектация блоков РН аппаратурой системы управления, системы аварийной защиты двигателей, информационно-телеметрическими системами. К середине 2025 года нам необходимо обеспечить готовность ракеты-носителя к проведению заводских испытаний.

В соответствии с действующими международными соглашениями первый пуск РН «Союз-5» запланирован на конец 2025 года.

В апреле сошел с орбиты первый аппарат, запущенный с космодрома «Восточный», — ­«Аист-2Д». Расскажите, в чем заключалась миссия аппарата? Какие ценные данные он передал на Землю за восемь лет работы?

— Демонстрационный малый космический аппарат (МКА) дистанционного зондирования Земли «Аист-2Д» разработан для отработки новых технологий создания малых космических аппаратов. МКА «Аист-2Д» полностью выполнил поставленные перед ним задачи.

За время работы МКА «Аист-2Д» отснял более 93 млн кв. км земной поверхности. Изображения, полученные с «Аиста-2Д», безвозмездно предоставлялись различным ведомствам. Получаемые данные применялись территориальными органами МЧС России для обеспечения информационной поддержки принятия решений, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, снижение риска гибели людей и крупного материального ущерба.

Информация с «Аиста-2Д» также оказалась полезна в образовательных проектах, связанных с подготовкой специалистов в области обработки изображений и геоинформационных технологий. Например, в программе «Дежурный по планете-2» участники космических смен образовательного центра «Сириус» планировали съемки и обрабатывали данные ДЗЗ, полученные непосредственно с борта «Аиста-2Д».

Кроме того, в ходе эксплуатации МКА проведены эксперименты и получено большое количество информации с научной аппаратуры, установленной на спутнике. Ученые получили большой объем информации о влиянии факторов космического пространства на материалы и элементы конструкции малого космического аппарата.

Ваше предприятие приближается к еще одному важному рубежу — пуску двухтысячной ракеты-носителя собственного производства. Когда вы рассчитываете осуществить пуск?

— Мы планируем запустить двухтысячную ракету типа Р-7 до конца этого года. На сегодня до этого юбилея нам предстоит еще шесть пусков (на 24 октября 2024 года осуществлено 1994 пуска ракеты типа Р-7). Все зависит от готовности к запуску полезных нагрузок — как изготовления РКЦ «Прогресс», так и других предприятий.

Как предприятие отметит такой значимый рубеж?

— Сейчас план мероприятий верстается. Пока не определен космодром, с которого состоится юбилейный пуск, но до конца этого года мы совершенно точно запустим двухтысячную ракету типа Р-7.

Читайте также:

Предстоящий в ноябре запуск с космодрома «Восточный» станет рекордным в истории отечественной космонавтики

Определена группа космонавтов для подготовки к первому полёту на Российскую орбитальную станцию



#Роскосмос #космос #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (7784) от 04.11.2024 под заголовком «Прогресс «Прогресса»».


Комментарии