Прочь с дороги? Кому помешали «возрастные» водители и такие же авто
Давайте попробуем хотя бы приблизительно подсчитать, сколько нас, автолюбителей, которым исполнилось 60 лет? Думаю, число получится немалое. Может быть, поэтому инициатива МВД пересадить на общественный транспорт тех, кто полжизни крутил баранку, и вызвала реакцию, заставившую ведомство пойти на попятный…
ФОТО by Kathy on Unsplash
Нашли крайних
Для тех, кто не в курсе, поясним. Чуть меньше месяца назад МВД разработало проект по ограничению допуска к вождению для водителей старше 60 лет. Именно такое предложение содержалось в Стратегии повышения безопасности дорожного движения. Эта инициатива еще выложена для общественного обсуждения на портале regulation. gov.ru.
Причина, почему в поле зрения оказались именно «возрастные» водители, — статистика. В одном из пунктов проекта сообщается, что на протяжении нескольких лет она ухудшается, далее цитирую: «С 2017-го по 2024 год количество дорожно-транспортных происшествий по вине водителей в возрасте 60 лет и старше увеличилось на 25 %, погибших — на 33 %, раненых — на 22 %. Такие водители наиболее часто становятся виновниками аварий по сравнению с представителями других возрастных групп».
Честно говоря, была уверена, что чаще всего виновником аварий становится неопытная молодежь, которая любит выглядеть круто. Или, простите, мажоры на авто стоимостью как трехкомнатная квартира. И тому доказательство — сводки ДТП, которые с завидной регулярностью озвучивает то же МВД.
Оказывается, нет. Все дело в нас, пенсионерах, которые едут с черепашьей скоростью, раздражая своей медлительностью тех, кто не портит статистику.
Еще один немаловажный момент. В той же стратегии указано, что в 2030 году доля лиц в возрасте 60 лет и старше в общей структуре населения составит 25,8 %, а к 2036 году — 27,7 %. А это значит, что пожилых водителей станет больше. Следовательно, увеличится количество ДТП, которые они совершают. Логично, если верить приведенной статистике.
«Это потребует адаптации лиц старшего поколения к безопасному участию в дорожном движении, совершенствование механизмов определения их пригодности… в первую очередь в качестве водителей, а также развитие соответствующей инфраструктуры и конструкции транспортных средств», — говорится в проекте.
Из этого многие мало что поняли. Даже в среде экспертов разгорелись споры. Что такое адаптация? В чем она выражается? И по каким критериям будет определятся пригодность к управлению транспортным средством?
И вот ведь парадокс. Пенсионный возраст у мужчин сейчас наступает в 65 лет, то есть подразумевается, что в эти годы человек полон сил и здравого смысла, чтобы полноценно трудится. Однако, прежде чем сесть за руль, он должен еще кому‑то доказать свою пригодность. А на работу он на чем будет добираться? Иногда люди живут там, где общественный транспорт появляется по вдохновению. Где логика?
Полный чек-ап
Кстати, по поводу проверок пригодности. Сейчас сдать на права может любой человек, достигший определенного возраста. Верхнего ограничения нет. Хочешь сесть за руль в 80 лет? Пожалуйста. Иди учись, сдавай экзамены.
Единственное, что может помешать получить корочки, — медицинские противопоказания. Что объяснимо. Есть ряд заболеваний, которые не позволяют человеку стать водителем. Их и выявляют при прохождении медкомиссии, которая сегодня перестала быть формальностью.
Если раньше для получения или продления водительских прав достаточно было быстро пройти нескольких врачей, то сейчас эта процедура более сложная и многоэтапная. Это сдача анализов с проверкой не только на запрещенные вещества, но и на скрытые проблемы со здоровьем. Посещение терапевта, нарколога, психиатра. При наличии любых подозрений — визит к кардиологу, офтальмологу, эндокринологу. После 65 лет добавляются тесты на реакцию, внимание, память и даже эмоциональную устойчивость. Более того, если врач видит, что пациент уже не может безопасно управлять авто, он обязан сообщить об этом в МВД. После этого права могут временно приостановить — до момента, пока диагноз не снимут.
Обман невозможен. Вся информация вносится в федеральные электронные базы. Какой доктор рискнет закрыть глаза на «мелочи»? Что еще в таком случае хотело придумать МВД для пожилых — медкомиссию каждые два года? Обязательные курсы повышения квалификации?
Само ведомство никаких разъяснений не давало. Что вместе с тревогой рождало у граждан надежду, что до дела все‑таки не дойдет. Кто‑то вспомнил, что несколько лет назад в Госдуме предлагали вовсе лишать водительских прав с 70 лет. Мол, здоровье водителя с годами становится хуже, страдают зрение и слух, а еще увеличивается риск инфарктов и инсультов… Эта инициатива, точно так же вызвав живую реакцию, быстро заглохла. И люди надеялись, что то же самое произойдет и с предложением МВД.
Так и вышло. Три дня назад глава ведомства Владимир Колокольцев принял решение об исключении из проекта Стратегии повышения безопасности дорожного движения пункта, в котором затрагивались интересы водителей старше 60 лет.
Все, можно выдохнуть. Только один вопрос: зачем было устраивать подобную «бурю в стакане», если реакция общества заведомо была понятной?
Несите ваши денежки
Другая инициатива уже касается «возрастных» автомобилей. В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) для владельцев машин старше 15 лет предлагают повысить транспортный налог и стоимость страховки, а также ввести обязательный техосмотр два раза в год.
Дилеры обосновывают свое предложение благими целями. Мол в стране зарегистрировано около 50 миллионов машин, из которых 40 миллионов старше 10 лет. А это значит, что такие машины потребляют больше топлива и наносят вред экологии. Так что сдавайте эти «ведра» в утиль и покупайте новенькие авто.
Что за этим стоит, объяснять, я думаю, не надо. Разве что для тех, кто не догадался. Еще совсем недавно рынок новых автомобилей стабильно рос, принося дилерам хорошую прибыль. Однако в этом году ситуация изменилась. С января по июнь 2025 года в стране продали чуть больше 569 тысяч новых автомобилей, что почти на треть меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Причина банальна. Взять новое авто в кредит могут далеко не все. По данным РОАД, за первые шесть месяцев этого года были вынуждены закрыться около 200 автосалонов. Вот дилеры и решили вернуть себе «масло на хлеб» за счет нас, простых граждан.
Да, я согласна, что новенькое авто лучше и надежнее старенького. Но где же взять на него деньги? Посмотрите на ценник. Более-менее приличная машина стоит от 2 миллионов рублей. Многие готовы разом выложить такую сумму?
Эксперты уверены: эффективной мерой для обновления автопарка может быть только доступная цена автомобиля.
Остается надеяться, что подобное предложение РОАД будет подвергнуто всестороннему анализу со стороны экспертного сообщества и представителей государственных органов. Вполне вероятно, что эту идею ждет та же участь, что и попытку ограничить права «возрастных» водителей.
Между тем
В проекте Стратегии повышения безопасности дорожного движения есть еще один пункт, взволновавший автомобилистов. Предлагается изучить целесообразность предоставления скидок на штрафы. Помните, одно время они составляли 50 %? Сейчас снизились до 25 %. По-видимому, у автомобилистов хотят отобрать и этот «пряник». Хотя зачем? Как подсчитали аналитики, когда скидка составляла 50 %, собираемость штрафов резко выросла. Когда ее снизили до 25 %, собираемость стала падать. Так стоит ли усугублять ситуацию?
Читайте также:
Водителям приготовиться. Минфин повысит госпошлины для автомобилистов
Июльские новеллы: какие новые законы вступят в силу в этом летнем месяце?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (7957) от 28.07.2025 под заголовком «Прочь с дороги?».





Комментарии