Привлекают юных цифровые кафедры. В российских вузах увеличивают число бюджетных мест
В большинстве — для IТ-специалистов, потребность в которых стремительно растет. Прогнозируется, что к 2030 году количество специалистов, трудоустроенных в цифровой отрасли, увеличится в полтора раза. Развитием этого направления занимается национальный проект «Экономика данных».

ФОТО Alizée Baudez on Unsplash
В Новосибирском государственном университете создают проекты, которые могут изменить рынок IТ.
«Университетская среда позволяет превращать идеи в проекты, минимизируя риски. Студенты тестируют гипотезы, учатся управлять неопределенностью и развивают навыки в безопасных условиях. Ошибки здесь — часть обучения, а не повод для критики, — объясняет куратор стартап-студии университета Евгений Иванов. И уточняет: — Раннее предпринимательство — инвестиция в будущее. Студенты осваивают ведение переговоров, управление командой и построение бизнес-моделей до выхода на рынок. Такой опыт становится основой для профессиональных успехов и инновационных решений».
Одна из ключевых мер нацпроекта «Экономика данных», нацеленного на подготовку айтишников, — создание и развитие цифровых кафедр. Они открыты на базе более ста российских вузов и позволяют параллельно с основным обучением бесплатно получить цифровую квалификацию.

Очень важно, что такое обучение доступно не только студентам IТ-направлений, но и археологам, врачам, дизайнерам. Яркий пример тому — Цифровая кафедра в Крымском федеральном университете им. В. И. Вернадского.
Здесь реализуются уникальные образовательные программы, объединяющие науку, технологии и практику. Одна из наиболее интересных — интеллектуальная система распознавания заболеваний винограда, адресованная агропредприятиям Крыма и юга России.
«Сегодня сервис по распознаванию заболеваний входит в функционал агротехнического мобильного приложения, разработанного студентами, — рассказала руководитель программы вуза Марина Руденко. — Это целый набор сервисов услуг: работа с метеоданными, наблюдение за растениями, распознавание заболеваний и т. п. Приложение уже тестируется крымскими аграриями, в частности мы сотрудничаем с винодельческими хозяйствами.
Цифровые кафедры помогают и студентам медицинских профилей. Так, в 2024 году в Кубанском государственном медицинском университете была разработана образовательная платформа «3D-моделирование в медицине».
Специально для нее в вузе открыли лабораторию, оснащенную мощным оборудованием, работающим на российском программном обеспечении. Сегодня будущие медики не только проектируют виртуальные модели, но и материализуют их с помощью 3D-принтеров.
«Эта программа — уникальная возможность для студентов освоить сразу несколько современных направлений на стыке теории и практики, — рассказала руководитель проекта Анастасия Ольховая. — Это основы программирования, трехмерное моделирование для 3D-печати и многое другое. Обучающая часть программы практически завершена, впереди — практика и итоговые выпускные проекты».
В университете также планируют открыть курсы по применению в медицине технологий искусственного интеллекта. Это важный шаг в развитии цифровых компетенций наших студентов.
Читайте также:
В Петербурге место найдётся. Вступили в силу новые правила приёма в вузы
На пути к лидерству. Во время Петербургского образовательного форума спорили об оценках
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 65 (7887) от 11.04.2025 под заголовком «Привлекают юных цифровые кафедры».
Комментарии