Преображение «ржавого пояса». В России растет популярность промышленного туризма
Узнать, как 200 лет назад варили пиво. Почему бутылки с вином надо постоянно переворачивать. Сколько градусов требуется для того, чтобы варить сталь. Зачем в цехах, где жара под 50, люди ходят в валенках. Как изготавливают конфеты и мороженое... Винные и пивные заводы. Предприятия, производящие алюминий и чугун. Компании, выпускающие турбины и самолеты, автомобили и мотоциклы, кино и посуду, - многие сейчас не прочь «живьем» показать, как их делают.
Со времен, когда на «Красном Перекопе» трудилась Валентина Терешкова, изменилось многое. Но память о ее полете осталась навсегда. ФОТО АВТОРА
Строго по регламенту
Мне удалось побывать не менее чем на десятке самых разных производств. Однако требования к посещению действующих везде были одинаковы. И соблюдение правил безопасности всегда на первом месте.
«Господа! Прежде чем вы увидите, как изготавливается наша продукция, наденьте специальную одежду», - напутствовал нас строгий сопровождающий на одном из пищевых предприятий, дважды пересчитав пришедших в гости. Я, как и другие экскурсанты, послушно облачаюсь в накидку, надеваю бахилы и шапочку. Дам просят снять кольца, сережки и цепочки, а обладательницам маникюра выдают еще и перчатки. Стайкой отправляемся по специально проложенному через цеха маршруту: отступать от него и фотографировать внутри предприятия нельзя.
Впрочем, порядки все же разные. На действующих предприятиях (особенно в «пищевке») все жестко: увидеть конвейер по производству мороженого, пива, вина или конфет можно только сквозь прозрачное стекло - таковы санитарные правила. А вот на специально организованных для туристов площадках (например, в одной из башен Москва-Сити размещено небольшое производство мороженого) вкусный продукт изготавливается прямо на глазах. Фотографируй и пробуй, сколько хочешь...
«Что рисовать? Что больше нравится и лучше получается...» - советовал мне мастер в Великом Новгороде, когда я пытался изобразить из себя живописца, расписывающего фарфор. Сидел, пыхтел и потел. Кисточка все время предательски норовила куда-то «уйти», а цвет никак не хотел быть нужным. Как и у многих собратьев по мастер-классу «Новгородский сувенир», получалось у меня не очень. Но «облагороженную» моей авторской росписью чашечку я до сих пор храню как зеницу ока. Да и в Петербурге подобное возможно: Императорский фарфоровый завод регулярно приглашает желающих на мастер-классы, которые пользуются большим успехом как среди россиян, так и иностранцев.
В начале пути
Специалисты уверены: у промышленного туризма в России большое будущее, потому что такой вид отдыха все чаще привлекает внимание самостоятельных путешественников, не интересующихся традиционными музеями и достопримечательностями.
«Да, сейчас доля промышленного туризма составляет только 0,1% всего объема отрасли, - говорит по этому поводу руководитель по инвестициям и развитию ФБГУ «Канал им Москвы» Владимир Маркин. - Но она наверняка станет расти: современные молодые туристы едут не за знаниями, а за эмоциями». Зачастую их больше интересует не возможность посещения музея, а поход на бывшую электростанцию. В железнодорожное депо. Или на действующее производство по изготовлению машин, напитков или игрушек. И это давно поняли за рубежом. «Использовать туризм как инструмент привлечения интереса к производству могут все, включая пекарни, телестудии и фермы», - утверждает Бьорн Стенверс, директор Ассоциации музеев Амстердама.
Не верите? А зря: каждый уважающий себя производитель уже имеет музей и проводит экскурсии: походы на производство Ferrari и IKEA, Nestle и Partagas - не новинка. Даже изготовитель мишек Тедди сумел сделать из этого целое шоу. А «фирменный» Kawasaki Good Times World в японском Кобэ вообще можно считать примером того, как надо подавать промышленный туризм. В компании, которая делает знаменитые мотоциклы (а также строит железные дороги, мосты, самолеты и т. д.), любому желающему не только расскажут об истории и нынешнем дне предприятия и его продукции, но и предоставят возможность попробовать себя в роли машиниста сверхскоростного поезда или водителя мотоцикла. Не «живьем», конечно, а на симуляторе. Но эмоций будет выше головы.
Как считает Ирина Семенова, директор ассоциации промышленного туризма «Северо-Запад», «направление настолько разноплановое, а его потенциал столь велик, что впереди еще непочатый край работы». Ведь в одной только Москве до 20% ее территории находится в зоне так называемого «ржавого пояса», ранее занятого (или занятого до сих пор) промышленными предприятиями. Да и в Петербурге картина отличается не сильно.
Художники приходят на «Севкабель»
Однако промышленный туризм - это и возможность использования бывших производственных корпусов для создания новых центров притяжения горожан и туристов.
Удачные примеры есть. Тут и московские «Флакон» и «Винзавод», питерские «Ткачи» и «Севкабель», «Октава» в Туле. В частности, Лариса Соломатина, председатель комитета по развитию туризма Тульской области, уверена, что «промышленный туризм - это инструмент для развития территорий». И недавно появившаяся в Туле «Октава» или питерский «Севкабель» это подтверждают - они уже превратились в арт-пространство, которое притягивает и жителей города, и его гостей.
Желание облагородить бывшие предприятия есть повсеместно. В Ярославской области, к примеру, начали реализовывать проект по использованию зданий Большой мануфактуры (ныне - «Красный Перекоп»), на стенах которой до сих пор красуется барельеф когда-то трудившейся здесь Валентины Терешковой и сделанная в честь ее полета в космос надпись «Молодец, Валя!». И когда трогаешь видавшую виды, с потрескавшейся кожей, пропитанную потом седелку (приспособление для переноски тяжестей) крючников, помогавшую им таскать кули с хлопком, кирпичи или чугуны и чайники, из которых ели-пили работяги, понимаешь - это и есть та самая индустриальная история страны.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (6572) от 21.11.2019 под заголовком «Преображение «ржавого пояса»».
Комментарии