Деятельности блогеров будет контролироваться законом
Дети советского времени мечтали стать космонавтами. Дети лихих девяностых — бандитами и валютными проститутками. Нынешние дети, по данным соцопросов, мечтают о карьере блогеров. Еще бы — не надо ничему особенно учиться, годами овладевать какой‑то профессией. Достаточно освоить несколько приемов бла-бла-бла, зайти в Сеть — и миллионы рублей посыплются дождем. Имена тех, кто сумел осуществить эту мечту, у всех на слуху. Правда, в последнее время чаще в скандальном контексте.
ФОТО Mediamodifier on Unsplash
«Смертельная любовь» — так называлась статья, опубликованная в нашей газете 13 апреля нынешнего года. Рассказывалось в ней о блогере, исповедовавшем сыроедение и заморившем голодом собственного ребенка. Примерно в это же время грянули два других скандала. Героями первого из них стали популярные авторы фитнес-марафонов супруги Чекалины, которые уклонились от уплаты налога в сумме 311 млн рублей. В рамках возбужденного уголовного дела им вменяется также отмывание денег в размере более 130 млн рублей. Другой «героиней» стала Александра Митрошина, занимающаяся продажей курсов по продвижению в социальных сетях и, по версии следствия, утаившая от бюджета налогов на 120 миллионов рублей.
Кто эти люди? Каков их правовой статус? Какие идеи они толкают в массы? Есть ли над ними хоть какой‑то контроль? Эти вопросы задала наша газета. Но оказалось, что аналогичные мысли посетили и наших законодателей. В Госдуму внесен законопроект, который конкретизирует понятие «блогер», определит их права и обязанности, а также даст возможность получить статус СМИ.
Документ предполагает добровольную регистрацию блогеров в качестве СМИ при условии, что их страницу посещают более 5 тысяч пользователей в день. На блогеров, как и на СМИ, будут распространяться правила противодействия распространению «противоправной информации», исходя из того, что текст или видео, которое размещает автор на своем канале, перестанут считаться личным мнением. Также будет сформирован новый уполномоченный орган, регулирующий деятельность блогосферы.
«Цель законопроекта понятна. Число блогеров увеличивается каждый день, и их влияние на общество также постоянно растет: они первыми доводят новости и информацию до своей аудитории и тем самым формируют общественное настроение и социальные тенденции. Контролировать этот процесс возможно, только если ввести блогеров в правовое поле. И если приравнять страницу в соцсети к СМИ или самого блогера рассматривать как журналиста, то в отношении их можно использовать инструменты контроля, которые сейчас действуют для средств массовой информации», — рассказывает кандидат юридических наук эксперт в области договорного права и судебных разбирательств Дарья Петрова.
Она отмечает, что такой подход потребует небольшой корректировки закона «О средствах массовой информации» в части субъектов, на которых он распространяется, и специфики их деятельности. В остальном вся правовая база для регулирования фактически готова.
Возникает вполне логичный вопрос: как государству стимулировать блогеров регистрироваться в качестве СМИ?
По мнению Петровой, многое будет зависеть от сложности процедуры регистрации: сейчас она не самая простая, но, возможно, для блогеров будет упрощенной.
«Правовой статус СМИ, главным образом, предполагает возможность запрашивать информацию и расширенные права журналиста (доступ к документам, посещение органов, организаций, специальных мест и т. п.). Далеко не очевиден тот факт, что блогерам будут реально необходимы эти права. Сейчас в ряде случаев им такие возможности доступны и без журналистского статуса или регистрации как СМИ. Поэтому нельзя гарантировать, что добровольная регистрация блогеров в качестве СМИ позволит обеспечить контроль за данной сферой», — считает эксперт.
Потребует корректировки и законодательство о размещении рекламы, основные положения которого сегодня трудно применить к статусу «блогер». Между тем, по оценке Ассоциации развития интерактивной рекламы, этот рынок в 2022 году принес блогерам ни много ни мало 12 млрд рублей.
«Нынешняя редакция законопроекта сможет только урегулировать статус блогера, но не дает новым «бизнесменам из Интернета» каких‑либо налоговых преференций и прочих «плюшек» от государства. Блогеры будут платить налоговые обязательства как обычные ИП или ООО. Сейчас прорабатывается вариант введения ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. — Прим. ред.) для этой категории СМИ, но как он будет работать на практике, никто не сможет сказать достоверно», — полагает член адвокатской палаты Ростовской области Анна Салютина.
Разумеется, учитывает законопроект и идеологическую составляющую.
«Сегодня защита информационного поля от вредоносного и деструктивного контента является одним из приоритетов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации с учетом значительной вовлеченности в блогосферу именно молодежи от 14 до 35 лет, — отмечает декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» Московского технического университета связи и информатики Сергей Гатауллин. — И если старшая возрастная группа более устойчива к идеологическому воздействию, то подростки 14 – 19 лет являются целевой аудиторией как для внедрения в сознание враждебных ценностей, так и для прямого вовлечения в противозаконную деятельность».
По словам Гатауллина, блогеры такого возраста зачастую не отдают себе отчета в последствиях и силе воздействия на подписчиков посредством распространения контента. Эксперт считает, что блогеры составляют сильнейшую конкуренцию традиционным СМИ в борьбе за внимание читателя и зрителя и вопрос государственного регулирования назрел.
Впрочем, есть и другая точка зрения. По мнению главы практики цифрового права SEAMLESS Legal Владислава Елтовского, блогеры уже несут обязанность не распространять информацию, запрещенную законами РФ, а также повышенную ответственность за ущерб деловой чести и репутации. Однако, учитывая разнообразие блогосферы, тематики и аудитории, новые ограничения могут негативно сказаться на развитии информационного пространства в России. Введение дополнительных обязанностей по проверке достоверности распространяемой информации может повысить качество создаваемого контента, признает специалист. Но, с другой стороны, это может повлечь лишь чрезмерное регулирование и выборочное применение закона. «При выборе между дополнительными ограничениями и их отсутствием последний вариант является более предпочтительным, особенно когда есть существующие механизмы борьбы с недостоверной или запрещенной информацией», — резюмирует Елтовский.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 141 (7470) от 02.08.2023 под заголовком «Деятельность блогеров необходимо ввести в правовое поле».
Комментарии